Оглашение Послания президента России Владимира Путина Федеральному собранию 20 февраля, в котором содержался ряд затратных для бюджета социальных инициатив, породил сомнения в возможностях правительства профинансировать президентские предложения. Ведь, согласно базовым расчетам первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова, реализация мер поддержки обойдется бюджету в 100–120 млрд руб., причем деньги пойдут на индексацию пенсий, поддержку семей, демографию, на реализацию указаний по ипотеке.
Скажу сразу, что президент не стал бы публично говорить о социальных мерах, не будучи уверенным в наличии достаточных на то финансовых ресурсов. Больше того, в Послании была дана, безусловно, положительная оценка деятельности как Минфина, так и всего финансового блока правительства. И это касалось не только реализации бюджетной политики или эффективности инвестирования средств Фонда национального благосостояния, но также совершенствования бухгалтерского учета и отчетности, повышения прозрачности банковского сектора, страхового и фондового рынков, международного финансового сотрудничества.
В Послании Путин, в частности, сказал: «Впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг как государства, он у нас очень небольшой, так и коммерческого сектора. И эти деньги работают, в том числе в полном объеме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств ФНБ. Поэтому я обращаюсь к тем коллегам, которые постоянно критиковали правительство, финансовый, экономический блок: где деньги, куда мы их вкладываем. У нас есть задача – дорастить до определенного уровня и потом потихоньку, потихоньку использовать это, не раскачивая макроэкономическую ситуацию. Мы сейчас к этому подошли, мы начинаем это делать. Эти доходы от размещения поступают в федеральный бюджет. Совокупный доход от размещения средств ФНБ, зачисленный в бюджет 2018 года, составил 70,5 млрд руб.».
Добавлю, что по итогам 2018 года объем средств ФНБ составил 4,6 трлн руб., что в 1,6 раза больше по сравнению с показателем пятилетней давности и более чем в два раза выше по сравнению с данными за 2008 год.
Так вот, о дополнительных расходах. Бюджет этого года сформирован по доходам в размере почти 20 трлн руб., по расходам – 18,0 трлн руб. Профицит, или превышение доходов над расходами, запланирован в сумме более 1,9 трлн руб. Другими словами, на реализацию президентских инициатив потребуется порядка 6,3% профицита. Всего лишь.
Есть ли у правительства эти средства? Вне всякого сомнения.
И дело тут не только в доходности ФНБ. Все последние годы Минфин и находящиеся в орбите его ответственности ведомства ведут методичную работу по повышению бюджетных доходов и, что еще более важно, усилению контроля расходов. Так, по данным Федеральной налоговой службы, в 2018 году в консолидированный бюджет России (совокупный федеральный и региональные бюджеты) поступило 21,3 трлн руб., что на 23% больше, чем в 2017 году (в 2017 году рост был 20% к 2016 году).
Иными словами, в 2018 году рост экономики составил 2,3%, а увеличение поступлений в консолидированный бюджет в относительном выражении – ровно в 10 раз больше. Причем, по оценкам ФНС, более 20%, или более 400 млрд руб., роста поступлений в консолидированный бюджет пришлось на фактор налогового администрирования.
В федеральный бюджет поступило 11,9 трлн руб., что на 30,2% больше относительно 2017 года. Отрадно, что значительные темпы прироста налоговых поступлений поддержаны высокой динамикой ненефтегазовых налогов. К примеру, налога на прибыль поступило на 24,6% больше, НДС – на 16,4%, подоходного налога – на 12,4%, имущественных налогов – на 11,7% больше в сравнении с 2017 годом.
Все эти показатели стали позитивным следствием противодействия серому сектору экономики, активизации контролирующих функций профильных министерств и ведомств, повышения эффективности работы фискальных органов.
Логично, что помимо роста налоговых сборов положительная тенденция отмечается и в сфере администрирования страховых взносов, то есть средств, поступающих в Пенсионный фонд России, в фонды финансирования медицинских и социальных услуг.
По итогам 2018 года в эти фонды поступило 6,4 трлн руб. страховых взносов, что на 10,6% больше прошлогодних показателей. Это на 0,7 п.п. выше динамики роста заработной платы (9,9% год к году). В ПФР поступило почти 5 трлн руб. с ростом на 468 млрд, или на 10,4%, больше уровня 2017 года (здесь превышение темпов роста заработной платы – 0,5%).
Практика необоснованного давления на бизнес все еще имеет место, о чем в Послании справедливо говорил президент. Однако к финансово-надзорным органам этот тренд не имеет никакого отношения. В 2018 году количество выездных проверок сократилось на 30% до 14,2 тыс. (в 2017 году – 20,2 тыс.). Охват организаций проверками составляет менее 0,2% – это менее двух компаний или ИП из тысячи. В то же время растет эффективность контрольно-аналитической работы: в 2018 году без проведения налоговых проверок в бюджет дополнительно поступило 80 млрд руб.
Представленные сведения демонстрируют, что финансовый блок правительства справляется со своими задачами на «хорошо» и «отлично». Вместе с тем развитие российской экономики темпами, опережающими среднемировые, есть плод усилий не только и не столько Минфина или ФНС с таможней, но всего кабинета министров. Впрочем, когда создана твердая база для поступлений в бюджет, отлажена работа с государственными резервами, наводится порядок в финансовой деятельности реального сектора, решать оставшиеся проблемы существенно проще.
комментарии(0)