На фото главная тюрьма Штази. Фото сайта wikipedia.org
Правительство Германии в среду обсудит законопроект о проверке служащих госучреждений и соискателей подобных рабочих мест на предмет возможного сотрудничества в прошлом с Министерством госбезопасности ГДР (МГБ, или Штази). Речь идет о кадровых сотрудниках и об агентуре, а также о лицах, связанных с этим министерством служебными и иными связями. Как сообщило государственное информационное агентство Deutsche Welle (DW) со ссылкой на издания медиагруппы Redaktionsnetzwerk Deutschland, правительство ФРГ намерено продлить запрет на работу в госучреждениях лицам, имевшим отношение к МГБ ГДР. Согласно проекту документа, ограничительный срок для подобных проверок продлевается с конца 2019 до 2030 года – об этом договорились консервативный блок ХДС/ХСС и социал-демократы, когда заключали коалиционное соглашение.
Подобный закон под названием «Закон о материалах Министерства госбезопасности бывшей Германской Демократической Республики» был принят 20 декабря 1991 года. Он напрямую регулировал только доступ к архивам Штази. Однако в других постановлениях и законах, как федеральных, так и земельных, содержалось требование о необходимости проверки всех кандидатов на госслужбу по материалам МГБ ГДР. Они запрещали принимать выявленных официальных и неофициальных в прошлом сотрудников Штази на работу. И вот теперь речь идет о новом законопроекте, который дополнительно требует обязательной проверки госслужащих до 2030 года.
Запланированное продление сроков проверок на сотрудничество со Штази – это правильно, считает, согласно DW, председатель парламентского комитета по культуре Катрин Будде, в чьем ведении находится федеральное ведомство, занимающееся архивами Штази. Люди, которым сейчас около 50 лет, вполне могли успеть поработать на госбезопасность ГДР, а теперь впервые подать свою кандидатуру на госслужбу, отметила Будде. По ее словам, «к 2030 году подобные случаи вряд ли уже останутся, и тогда эта тема будет исчерпана».
Согласно действующему в ФРГ закону об архивах Штази, подвергаться проверке должны все сотрудники госучреждений, начиная с определенной ступени в чиновничьей иерархии, а также занимающие выборные должности. Но возможность такой проверки допускается практически в отношении всех служащих госучреждений. Все дело в том, что под действие закона подпадают многочисленные профессии, связанные с работой даже в муниципальных органах власти. Ведь в Германии и полицейские, и пожарные, и учителя являются государственными служащими.
В этой связи нелишне упомянуть, что подобное положение сложилось благодаря позиции невмешательства, занятой Михаилом Горбачевым 14 июля 1990 года на встрече с тогдашним западногерманским канцлером Гельмутом Колем по поводу процесса объединения Германии. В одном из интервью руководящий деятель внешней разведки СССР Виталий Коротков в связи с этим рассказал: «Во время встречи президента Горбачева с канцлером ФРГ Гельмутом Колем в Архызе Коль задал вопрос: что же нам делать с гражданами ГДР? Горбачев ответил, что это ваше внутреннее дело».
Коротков напоминает, что ГДР была независимым государством, членом ООН и могла использовать весь арсенал средств, которым пользуются суверенные государства. К ним относятся вопросы безопасности, разведывательных операций и так далее, и это была естественная деятельность госструктур страны. Ветеран разведки задается вопросом, как можно было при объединении ГДР и ФРГ в единую Германию рассматривать граждан Восточной Германии как преступников.
комментарии(0)