На фото зал заседаний турецкого парламента. Фото Metin Aktas/Anadolu Agency via Getty Images
В Турции складывается парадоксальная ситуация: основные политические силы опровергают возможность проведения в стране досрочных общенациональных выборов, назначенных на 2023 год, но при этом активно готовят партийные организации к возможному переносу соответствующих сроков. Турецкие СМИ и крупнейшие агентства, занимающиеся социологическими исследованиями, уже сегодня активно следят за раскладом сил.
Средний показатель поддержки правящей партии составляет примерно 33,22%, в то время как у союзников президента Реджепа Тайипа Эрдогана в «Народном альянсе», Партии националистического движения (ПНД) этот показатель на уровне 9,2%. У партий оппозиционного «Национального альянса», Народно-республиканской партии (НРП) и Хорошей партии и их ситуационных прокурдских союзников, Партии демократии народов (ПДН), показатель поддержки зафиксирован на уровне 21,82.6,7 и 8,3% соответственно.
Эволюция партийной системы Турции в последние несколько лет привела к тому, что любая политическая власть обретает абсолютное большинство в парламенте только в союзе с другими силами. Приведенные среднеарифметические значения основных соцопросов могут указывать на то, что Эрдоган находится в шаге от потери контроля над парламентом. Это обстоятельство делает следующие выборы особенно важными с точки зрения дальнейшей эволюции политического режима в Турции от незрелой демократии в сторону крайне централизованной системы, допускающей лишь ограниченное соревнование.
Даже в случае перехода парламента в руки оппозиции президентская власть Эрдогана будет иметь возможность продавливать свои решения без особых проблем. Фрагментированность политического пространства и идеологическая поляризация по главным вопросам может быть использована для нейтрализации консолидированного оппозиционного фронта.
С другой стороны, существующий политический режим, очевидно, все больше нацелен не на расширение своего доминирования, а, наоборот, на сохранение уже имеющихся позиций. Правящая сила как в организационном, так и в идеологическом плане достигла своих пределов, что заставляет власти переходить из наступательного в оборонительный режим, где правит другая логика.
Падение популярности правящей партии привело к росту числа не определившихся с выбором – примерно 16,48%. По сути, они составляют третью по численности политическую силу в стране, большинство в которой – органичный электорат правых консервативных сил. Именно с ними правящая партия и нацелена работать, убедить вновь в своей способности разрешать проблемы страны, возобновить свой моральный мандат на власть. С другой стороны, представляющие альтернативу Партии справедливости и развития силы Ахмета Давутоглу и Али Бабаджана могут привлечь голоса значительной части разочарованных Эрдоганом избирателей.
Другим направлением предстоящей работы правящей партии будет организация атак на оппозицию с целью снижения солидарности между силами, объединенными лишь общей идеей противостояния президенту. Важную роль при этом будет играть спекуляция на курдском вопросе в стране, особенно на отношении крупнейшей оппозиционной НРП к данной проблеме.
Впрочем, сам курдский вопрос, особенно в разрезе проблемы сепаратизма и терроризма, сегодня теряет былую актуальность по ряду причин. Турция который месяц ведет военно-полицейские операции на востоке страны, успешно лишая запрещенные организации инициативы. С другой стороны, в октябре 2019 года Турции удалось расколоть анклав под руководством сирийской курдской партии «Демократический союз», которую Анкара считает террористической организацией. Все это способствовало падению ажиотажа вокруг проблем национальной безопасности страны, лишив правящие круги возможности зарабатывать крупные политические очки.
Другим фронтом политического противостояния могут стать споры о природе отношений ФЕТО, движения проповедника Фетхуллаха Гюлена, с действующими политическими силами страны, особенно партией президента. После попытки переворота в 2016 году, в организации которого власти обвиняют это движение, до сих пор не было проделано серьезной, убедительной и объективной работы по выявлению причин и событий, приведших к трагическим событиям. Оппозиция осталась недовольна результатами работы парламентской комиссии по расследованию событий переворота, так как власти якобы сознательно создавали ограничение для ее работы. Предложение о созыве новой комиссии было отвергнуто провластным «Народным альянсом».
Примечательна в этом вопросе роль союзников Эрдогана по альянсу, Партии националистического действия. Лидер партии Бахчели имеет веские причины вести себя уверенно перед атаками оппозиции: ПНД имела минимальный уровень отношений с путчистами до переворота и в свое время провела радикальные чистки своих рядов от немногочисленных сомнительных элементов. При этом Бахчели, отчаянно защищая провластный блок от возобновления официального расследования, настаивает на том, чтобы борьба с недружественными силами внутри государственных органов все же продолжалась.
Бахчели пользуется уникальной ситуацией, в которой оказалась его партия. С одной стороны, из-за падения собственной популярности власти зависимы от союзников в парламенте, где располагают большинством мест. Более того, после чисток государственного аппарата они так и не смогли заменить репрессированные кадры в критических структурах, особенно органах безопасности, своими сторонниками, что заставило Эрдогана опять же полагаться на националистов Бахчели. Лидер ПНД, чувствуя затруднительное положение Эрдогана, пытается удержать власть президента на плаву, но при этом активно расширяя свое собственное влияние в государстве. Впрочем, нельзя исключать, что слухи о здоровье Бахчели могут привести к изменениям в динамике отношений ПНД с властями.
Наконец, предвыборный период будет сопровождаться дискуссиями о способности президентской системы эффективно решать насущные проблемы страны. Педалирование оппозицией проблем непотизма и коррупции провластных структур и государственных чиновников будет нивелироваться властями эпизодической демонстрацией достижений турецкой экономики, военно-промышленного комплекса и активной внешней политикой.
В наибольшей степени на политическую динамику предстоящих года-полутора будет оказывать влияние экономическое развитие в стране. Мировая экономическая конъюнктура, например торговые переговоры США и Китая и рост цен на энергоносители, будут также иметь значение для властей при назначении даты досрочных выборов. Немаловажным обстоятельством могут стать и выборы в США в этом году, от результатов которых будет зависеть ход судебного дела вокруг турецкого государственного банка Halkbank и судьба американских санкций против Турции за военно-техническое сотрудничество с РФ.
комментарии(0)