Фото Andreas Rentz/Getty Images
Один из ведущих немецких экономических еженедельников – Wirtschaftswoche – опубликовал материал о необходимости срочных экономических реформ, которые должно реализовать правительство. Именно коронакризис, считает он, предоставляет властям хорошую возможность предпринять необходимые для хозяйственной жизни страны изменения. Во время кризиса сопротивление общеэкономическим интересам обычно меньше, чем во время процветания. Да и среди населения растет готовность к изменениям.
В чем же нуждаются немцы? Ведь до начала распространения заболевания все, казалось, было отлично в стране. Занятость находилась на рекордном уровне, налоговые поступления буквально переполняли бюджет, да и экономический рост находился на относительно стабильном и в общеевропейском сравнении достаточно высоком уровне. Даже выбросы парниковых газов снижались. Но в сложившейся ситуации, считает еженедельник, было много упущений как со стороны нынешнего правительства, так и его предшественников. Речь идет о перспективах будущего пути страны. Еженедельник называет шесть пунктов, на которые именно сейчас стоит обратить внимание.
На первом месте он ставит пенсионную политику, поскольку при ее проведении демографические риски постоянно отодвигались на задний план. Вместо этого поколение пенсионеров осыпалось все новыми и новыми подарками.
Во-вторых, Германия стоит перед инфраструктурными проблемами. Это касается как улиц, железных дорог, водных путей и прежде всего каналов, так и цифровой инфраструктуры.
В-третьих, все новые способы регулирования затрудняют для фирм их деятельность. Основание новой фирмы в Германии уже превращается, как считает еженедельник, в своего рода приключение средней степени сложности. В связи с этим обращается внимание на то, что для осуществления деятельности в качестве, скажем, столяров и водопроводчиков требуется документ о допуске к ней, исходя из имеющихся критериев мастерства.
В-четвертых, налоговая политика представляется еженедельнику чрезвычайно сложной и во многом несправедливой. В то же время государственные субсидии в Германии уже достигли суммы почти 200 млрд евро в год.
В-пятых, у еженедельника вызывают сомнения высказывания министра экономики о том, что «цепочки создания прибавочной стоимости» могли бы существовать только в рамках Евросоюза. Другими словами, министр пытается протащить европейский протекционизм «через заднюю дверь». Можно предположить, что подобные предложения уже означают отход от глобализации, характерной для начала нынешнего столетия. И немецкому бизнесу они явно не нравятся.
Наконец, в жилищной и климатической политике начинают все активнее использоваться инструменты, характерные для плановой экономики. Это, как считает еженедельник, связано с ростом интересов организованных групп – профсоюзов, предпринимательских объединений, политических партий. Он напоминает, что даже в годы Второй мировой войны немецкий экономист Вальтер Ойкен, представитель школы неолиберализма, предупреждал, что государство должно играть роль нейтрального регулятора, за исключением случаев поддержания жесткой конкуренции и четко направленной социальной политики. Государство должно по возможности в ограниченном объеме вмешиваться в экономические процессы.
В условиях современного кризиса, вызванного пандемией, федеральное правительство решилось на достаточно жесткие меры, которые должны помочь мелким и средним фирмам. Хотя обычно средние слои не имеют достаточно сильного присутствия в политике в отличие от крупных концернов. Исходя из сложившегося положения страны, пишет еженедельник, такие меры следует приветствовать. Это отражается и на одобрении деятельности правящей коалиции со стороны избирателей. Именно это обстоятельство, считает еженедельник, побуждает сейчас поставить вопрос, что будет после окончания кризиса. Следует исходить из того, что государственная задолжность в Германии будет столь же высока, как и после европейского долгового кризиса 2009–2010 годов. Напомним, что он получил название еврокризиса и охватывал кризис государственной задолжности, банков и экономики. Чтобы избавиться от его последствий, была необходима стратегия экономического роста. Она может основываться только на сильной частной экономике. Вот почему стране необходимы рыночные реформы после окончания действий протекционистских мер. Эти реформы должны быть подобны тем, которые проводились всеми правительствами в мире после окончания глобального финансового и экономического кризиса 2008 года.
Насколько соответствуют представлениям деловых кругов ФРГ меры, принимаемые сегодня российским правительством? На этот вопрос дает ответ письмо, направленное средствам массовой информации Оливером Хермесом, главой союза Восточного комитета и Восточноевропейского объединения германской промышленности.
В нем говорится, что провозглашенный правительством РФ пакет мер по поддержанию экономической конъюнктуры представляет собой важный вклад содействию экономике страны. Это позволяет надеяться, что совместно с программами других государств европейская экономика быстро выйдет из кризиса. Объявленные российским правительством новые меры социальной поддержки и помощь в преодолении возникающих узких мест в экономической жизни поддерживают покупательную способность населения. Пролонгирование выплат кредитов для частных лиц и средних и мелких фирм позволит избежать драматического увеличения числа банкротств. Для немецких фирм в данном случае важно, что эти меры вводятся осторожно и не за счет ослабления банковской системы. Российское государство благодаря солидному планированию сумело накопить достаточные ресурсы для поддержания стабильности.
Ожидается, говорится далее в письме, что планируемое облегчение налогового бремени и социальных выплат будет распространено и на иностранных инвесторов в России. Ведь именно немецкие средние фирмы в истекшие годы предпринимали активные меры по локализации своих производств в России и таким образом стали важными работодателями. Немецкие предприниматели исходят из того, что скоро будет внесена ясность в отношении налогов на трансфер дивидендов в офшоры. По информации, полученной немецкими предпринимателями из Министерства экономического развития РФ, эти меры касаются только трансферов в так называемые налоговые оазисы. Ни переводы дивидендов в Германию, ни прекращение действия имеющихся договоров о двойном налогообложении не будут затронуты этими мерами.
комментарии(0)