Фото агентства городских новостей "Москва"
В дни голосования — с 11 по 13 сентября — во многих регионах России пройдут выборы в законодательные собрания различного уровня. Среди участников избирательно процесса оказались и новые, недавно созданные политические партии. Об их перспективах и шансах на победу размышляет политолог Леонид Радзиховский.
В России на бумаге существует 41 партия, которая имеет право куда-то выставляться. Понятно, что подавляющее большинство этих партий существуют только на этой самой бумаге. На этот раз хоть как-то пытались поучаствовать в ближайших выборах 36 партий, но реально проблема заключается только в одном — сохранится ли «четыреххвостка», то есть система четырех парламентских партий, которые контролируют не только парламент, но и все местные заксобрания, возглавляют города, городские собрания и так далее? Иными словами, останутся ли четыре системные партии единственными реальными партиями в России, или к ним прибавится какая-нибудь другая? То, что прибавится сразу две партии, я честно говоря, не представляю.
Нужно оговориться, что «реальные партии» - понятие растяжимое, поскольку реальная партия у нас одна, «Единая Россия», которая, собственно говоря, партией не является, а является просто проводником распоряжений власти. Остальные на подхвате, но это уже другой, содержательно-политический вопрос. Если же говорить о формально-политическом, то у нас четыре партии, которые реально контролируют все. Нет ни одного сколь угодно малого субъекта Федерации, в котором серьезное влияние, я уж не говорю о контроле, имела бы какая-то другая партия. Вот как обстоят дела. В Московской городской думе, наиболее продвинутой, есть маленькая фракция «Яблока», но она, конечно, ничего не контролирует.
Поэтому ближайшие выборы, сами по себе малозначимые, являются тестом на довольно существенный вопрос — сохранится ли четыреххвостая система партий в своем нынешнем составе или она изменится? В связи с этим интересно посмотреть, какие партии делают более-менее серьезную заявку на то, чтобы войти в пул системных партий. Войти в него можно, как мне кажется, только одним способом: вытеснив одну из системных партий. Вытесняют всегда слабых, а слабой в этой компании является партия эсеров. Соответственно, может ли кто-то их потеснить?
Если с этой точки зрения посмотреть на список партий и на активность их участия в предвыборных мероприятиях, то видно, что более-менее заметные заявки на участие в политической системе предъявляют в основном новые партии, которые не участвовали в предыдущих парламентских и даже региональных выборах.
Это, например, «Зеленая альтернатива», как я понимаю, партия зеленых. Такие партии очень модны на Западе, и в некоторых странах, в Германии, например, являются третьей партией по своему влиянию. Много раз делались попытки создать такую партию и в России, но каждый раз они с треском проваливались, в общем-то, совершенно непонятно, почему. Чем-чем, а состоянием экологии, а следовательно и своего здоровья, люди более чем озабочены. Если уж их что-то заботит, то как раз это. Странно, но факт - в России попыток было много, провалились все. И судя по этим выборам, мы можем сказать, что и новая попытка благополучно провалится, просто потому, что эта партия выставилась всего в двух регионах. Это говорит о ее изначально ничтожном масштабе и том, что это - политически пренебрежимая величина.
Есть также Партия прямой демократии, о которой я, честно говоря, вообще ничего не знаю. Цифры говорят, что и здесь тухляк изначальный: они выставились всего-то в четырех регионах, а пропустили их вообще в трех. Изначально замах какой-то копеечный...
Затем есть более серьезная, намного более раскрученная и распиаренная партия — партия Прилепина «За правду». Название претенциозное, как бы эффектное, и сам Прилепин, может быть не страшно популярен в стране, но все-таки в определенных кругах человек известный. Человек, который создал себе биографию. Но я бы сказал, что его политическая популярность примерно так же соотносится с популярностью крупных партий, как тиражи его книг соотносятся с тиражами, допустим, Акунина или Марининой. То есть где-то как один к ста. Тем не менее он - фигура довольно известная и амбиции имеет довольно приличные. Все-таки в восьми регионах они выставились и их везде пропустили, значит отношения с властью у партии не самые плохие.
У Прилепина, я бы сказал, заявка полусерьезная, а вот «Новые люди» всерьез намерены войти в число системных партий, чтобы вытеснить ту же «Справедливую Россию». «новые люди» выставили своих кандидатов в 13 регионах, зарегистрированы в 12. Это цифры и амбиции точно такие же, как у основных системных партий.
Подводя итог, скажу, что более вероятным мне кажется сохранение той самой «четыреххвостки» партий, но «Новые люди» по-видимому, имеют достаточно ресурса и драйва, куража политического, для того, чтобы всерьез делать заявку на участие в ней. И единственное, что интересно в этих выборах — это насколько партии удастся свою заявку оправдать? Тут надо иметь в виду, что сложившийся политический пазлл естественно имеет свою инерцию, силу трения. Руководители регионов имеют сложившееся устойчивое отношение с представителями системных партий. И совсем не заинтересованы в том, чтобы этот список партий менялся или расширялся. Соответственно вполне понятно , что должно идти блокирование тех новых партий, которые имеют амбиции и шанс. Что мы и видим: четверть списка тех же самых «Новых людей» под разными поводами к участию в выборах не допустили. Это вполне нормальная и естественная для России ситуация: политическая конкуренция в нашей системе прежде всего проявляется как конкуренция административных ресурсов.
«Единая Россия» где выставилась, там и победит. КПРФ будет на втором месте, это очевидно. ЛДПР могут потрепать, потому что события в Хабаровске сложились крайне неудачно для них. Личный рейтинг Жириновского значительно упал за последнее время, ну а его личный рейтинг и есть рейтинг всей партии. Так что главной интригой предстоящих выборов является именно то, как сложатся дела у эсеров и у новой политической силы.
комментарии(0)