0
2577
Газета Я так вижу Интернет-версия

24.08.2020 08:00:00

Новый курс для решения старых проблем страны

Главный вопрос о социально-экономическом будущем России сводится к шекспировскому "быть или не быть"

Тэги: экономика, зарплата, работа, бедность, минимальная зарплата, общество, мрот


экономика, зарплата, работа, бедность, минимальная зарплата, общество, мрот Фото Pixabay.com

Недавно узнал, на какую зарплату рассчитывает моя знакомая - студентка Тюменского медицинского университета, которая ищет работу провизором в аптеке (такая занятость распространена среди будущих врачей). Как выяснилось - около 15 тыс. руб. в месяц при графике два-два в полную смену. Поначалу не мог поверить, что в одном из самых богатых регионов России люди могут получать такие мизерные деньги, особенно в аптеке. Подумалось: возможно, там короткие смены или еще какие-то нюансы. Но нет: смена 12 часов, график, повторяюсь, два-два. То есть сотрудник за смену получает порядка 1 тыс. руб., в час получается чуть более 80 руб. - сегодня это меньше 1 евро.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в Тюменской области для внебюджетных организаций составляет 12 200 руб. в месяц. Таким образом, во-первых, при трудоустройстве в местную аптеку можно при определенных обстоятельствах получить меньше МРОТ. Во-вторых, трудоустройство неофициальное. И следовательно, в-третьих, нет никакой гарантии на получение даже обговоренной суммы по итогам месяца.

Не стоит обсуждать тот факт, что за выплату зарплаты в размере ниже МРОТ и за неофициальное трудоустройство предусмотрена административная или даже уголовная ответственность. Крайняя мера наказания - лишение свободы на срок до трех лет. Сделаю акцент на другой важной детали - на самом МРОТ. 12 200 руб. - это вообще минимальный размер оплаты труда для внебюджетных организаций на территории Российской Федерации в 2020 году. То есть в одном из самых благополучных, согласно разным рейтингам, городов России минимальная оплата такая же, как и в дотационных регионах - Дагестане, Бурятии или Брянской области. А речь идет о нефтегазовом сердце России - Тюменской области.

Но интереснее другое. Например, МРОТ в странах Восточной Европы. Самый минимальный в Болгарии - 312 евро (27 тыс. руб.), в Польше уже 611 евро (53 тыс. руб.). В постсоветских странах - Латвии, Эстонии и Литве - минимум равен 430 евро (37,5 тыс. руб.), 584 евро (51 тыс. руб.) и 607 евро (53 тыс. руб.) соответственно. Что касается Германии, нашего основного торгового партнера в Евросоюзе, то минимальная оплата там равняется 1 584 евро (138 тыс. руб.). Многие специалисты скажут, что в странах Евросоюза высокие налоги, большие выплаты на медицинское и социальное обслуживание. Но как в России откладывать на медицинское или социальное обеспечение при доходе в 12 тыс. руб.? Такая статья расходов вряд ли вообще будет заложена в бюджет. Выходит, что российские минимальные размеры оплаты труда в 2 раза меньше, чем в Болгарии, в 4 раза меньше, чем в Польше и в 11 раз меньше, чем в Германии.

При этом, согласно статистике Росстата, в России доходы менее 7 тыс. руб. в месяц получают 4,2% всего населения (более 6 млн россиян). Доход от 7 до 10 тыс. руб. - 6,7% (практически 10 млн россиян), от 10 до 14 тыс. руб. - 11,4% (практически 17 млн), от 14 до 19 тыс. руб. - 14,5% (22 млн), от 19 до 27 тыс. руб. - 19,3% (более 29 млн), от 27 до 45 тыс. руб. - 24,6% (более 36 млн), от 45 до 60 тыс. руб. - 9,1% (более 13 млн), от 60 до 75 тыс. руб. - 4,5% (более 6,5 млн), от 75 до 100 тыс. руб. - 3,3% (почти 5 млн), свыше 100 тыс. руб. в месяц - 2,4% всего населения (3,5 млн россиян).

Получается, что в среднем практически 60% россиян живут на 18 тыс. руб. в месяц. Можно сказать, что это и есть реальная средняя заработная плата в России, согласно доступной статистике Росстата. Для сравнения, средняя заработная плата в той же Болгарии 800 евро (70 тыс. руб.), в Польше 1 392 евро (121 тыс. руб.), а в Германии - 4 432 евро (386 тыс. руб.).

Далее - важный жилищный вопрос. Законодательно установленные нормы предоставления площади на одного человека в нашей стране отсутствуют. Есть разные нормативно-правовые акты, которые регламентирует предоставление площади жилого помещения по договору социального найма - в каждом субъекте свой региональный закон, который устанавливает эти нормы. Например, в Алтайском крае норма устанавливается в размере 9 кв. м жилой площади на одного человека, в Санкт-Петербурге норма установлена относительно общей площади жилого помещения и равняется 33 кв. м для одиноко проживающего гражданина и 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.

Согласно федеральному закону № 283-ФЗ, который регламентирует социальные гарантии государственных служащих, норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв. м на одного человека, 42 кв. м - на семью из двух человек и 18 кв. м на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.

Что мы имеем на самом деле? В 2018 году компания "Талан" провела исследование существующего жилого фонда в 172 российских городах с населением свыше 100 тыс. человек и выяснила, что средний уровень обеспеченности жильем в городах исследования составляет 23,7 кв. м на душу населения. В данном исследование не учитывалость, что одно физическое лицо может владеть сразу несколькими квартирами и что обеспеченность жильем по факту значительно снижается. Согласно тому же исследованию, в Европе средний уровень обеспеченности жильем на человека равен 30-40 кв. м.

По социальным стандартам ООН, на одного жителя должно приходиться не менее 30 квадратных метров жилой площади. В США обеспеченность жильем составляет около 75 кв. м на человека, в Германии на одного человека - 45 кв. м, для семьи без детей - 60 кв. м, с одним ребенком - не менее 75 кв. м.

В развитых странах видна тенденция увеличения жилой площади на одного человека, но в России наблюдается совсем другая тенденция: на рынке недвижимости все больше начинают предлагать квартиры-студии площадью в 20 кв. м и даже 18 кв. м. Это связано с низкими доходами населения и бесконтрольным ростом цен на недвижимость в стране. Строительный бизнес стал похож на "мыльный пузырь" - состоятельные россияне и иностранцы скупают все больше и больше недвижимости, создавая раздутый спрос, строительные компании в свою очередь удовлетворяют этот спрос, застраивая новые районы. Но страдает большая часть россиян, которая не может позволить приобрести себе новую квартиру, и им приходится снимать жилье либо брать те самые 18-20 квадратов в ипотеку. Потому что денежные средства под большую площадь, учитывая низкие доходы, банк просто не даст. Это замкнутый круг, который требует срочного вмешательства государства, изменения нормативно-правовых актов, регламентирование правил застройки и приобретения недвижимости, а также снижения процентной ставки по ипотеке.

Далее - автомобили и дороги. Как утверждают эксперты, россияне покупают новую машину в среднем один раз в шесть лет, а на тысячу жителей в России приходится более 300 легковых машин. По данному показателю мы находимся выше Китая и Бразилии, но сильно отстаем от США и развитых стран Европы. Даже в Польше на 1000 жителей приходится около 600 машин, что почти в 2 раза больше, чем у нас, а в США практически 1000 машин на 1000 жителей. Также стоит учитывать тот факт, что на одного состоятельного россиянина может приходиться по несколько автомобилей, а само исследование учитывает все поставленные на учет автотранспортные средства, даже те, которые могут принадлежать транспортным компаниям и по факту к жителям никого отношения не имеют.

В России протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в 2000 году равнялась 532 тыс. км, а в 2018 году стала 1,53 млн км. Получается, рост в три раза? Нет, на самом деле весь рост обеспечен статистическими приписками. В 2010 году в статистику Росстата были включены дороги местного значения, а в 2012 улицы и дороги во дворах. Если говорить только о расширении дорожной сети, то с 2000-го по 2016 год в России было построено всего 47 тыс. км новых дорог. Текущие темпы ввода примерно в 7-8 раз ниже, чем в конце 80-х в СССР, и составляют 2-2.2 тыс. км в год.

А если говорить о высококачественных дорогах, соответствующих установленным международным нормам, то расклад следующий: в России таких дорог всего около 1000 км, в Великобритания - 6 тыс. км, в Японии - 8 тыс. км, в Бразилии - 10 тыс. км, во Франции - 12 тыс. км, в Германии - 13 тыс. км, а в Испании - 17 тыс. км. Протяженность автомагистралей всех стран Европы (Западной и Восточной без учета стран СНГ) составляет более 80 тыс. км - это больше чем в США, там более 75 тыс. км. После такой статистики отпадают вопросы относительно столь ускоренных темпов развития европейского и американского автопрома.

Сегодня взаимосвязь между расширением автомобильных дорог и развитием автомобильной промышленность также показывает Китай. В 2019 году протяженность автобанов в Китае составляла более 150 тыс. км. С 2000 года она выросла в 10 раз, и уже сегодня Китай в два раза обгоняет США. Текущие годовые темпы строительства составляют около 10 тыс. км автобанов, около 5,5 тыс. км дорог 1 класса и еще около 11 тыс. км дорог 2 класса. Таким образом, Китай строит качественных скоростных дорог более 26 тыс. км в год. В России качественных дорог (автомагистрали, 1 и 2 класс) строят не более 300-350 км в год, что в 75-90 раз меньше, чем в Китае.

В России всего 500 тыс. км дорог в соответствии с китайской статистикой пригодны для езды. Фактически пригодная к езде дорожная сеть в России примерно в 15 раз меньше китайской по самым скромным оценкам. Что касается пригодных к езде автобанов, то уже сейчас их протяженность в Китае в 150 раз превышает российскую. По сути, Китай за 6 лет может построить у себя всю дорожную сеть России, с учетом всех дворов и улиц.

Очевидно, что с такими результатами и таким подходом к социально-экономическому развитию страны мы начнем отставать от развитых и развивающихся стран не в разы, а в десятки и сотни раз. Мы просто останемся на обочине, если не начнем менять ситуацию. Необходимо в короткий срок начать реализовывать новый план действий, своего рода "новый курс". Основным приоритетом политики государства должны стать меры, направленные на ускоренное развитие экономики. Только крепкая и конкурентоспособная экономика может как противостоять внешнему давлению, так и использовать появляющиеся возможности для развития и повышения благосостояния населения. Иначе просто будет поздно.

А основой нового курса должно стать существенное повышение уровня жизни населения. Доходы населения должны стать не меньше, чем в странах Восточной Европы. Желательно - 15 тыс. евро в год. То есть необходимо увеличить доход 60% россиян в несколько раз. Принципиально важно, что рост доходов должен быть инклюзивным: ключевым индикатором должен быть не средний уровень (его можно повысить за счет наиболее богатых), а медианный доход, то есть рост доходов бедных. Обеспеченность населения жильем и автомобилями необходимо повысить в 1,5 раза. Сейчас Россия существенно отстает от европейских стран по этим показателям: около половины домохозяйств не имеют возможности приобрести жилье, а по обеспеченности легковыми автомобилями на душу населения мы отстаем от стран ЕС почти в 2 раза, а от США - более чем в 2,5 раза.

Необходимо начать развивать инфраструктуру за счет запуска масштабных и комплексных проектов, которые позволят задействовать широкий круг отраслей экономики, обеспечивая спрос на продукцию. Например, развитие транспортных артерий может стать основой развития транспортно-логистических сетей, автомобильной промышленности, машиностроения. Кроме того, реализация таких проектов будет дополнена стимулами для частных инвестиций в глубокую переработку сырья, что заложит основу для изменения структуры экономики.

Необходимо перестраивать модель экономики с преимущественно сырьевой на модель, основанную на экологически ответственной переработке сырья. Где в основе будет развитие обрабатывающих производств, прежде всего компонентных, обеспечивающих импортозамещение ключевых деталей и развитие экспорта.

Необходимо менять отношение к финансовой системе страны, повышать ее роль в экономическом развитии, вводить ответственность государственных институтов, таких как Центральный банк, Министерство финансов и Министерство экономического развития, за социально-экономическое благосостояние россиян. Данные институты обязаны снизить ипотечные ставки для 60% россиян, которые имеют доходы ниже 27 тыс. руб. в месяц, и взять под контроль рынок жилой недвижимости, с которого выдавили людей с низкими доходами. Также они должны облегчить доступ крупного бизнеса к долгосрочным инвестициям, а малый и средний бизнес обеспечить кредитами по приемлемым процентным ставкам. Все это можно реализовать как за счет непосредственно мер денежно-кредитной политики и банковского регулирования, так и за счет развития финансовых рынков (в том числе рынка внутреннего долга) и расширения возможностей банковской системы по кредитованию экономики.

Необходимо начать перераспределение центров развития с Москвы и Санкт-Петербурга, определить новые центры финансово-экономического роста в стране, начать глобальное развитие Урала, Сибири и Дальнего Востока, причем не только их административных центров.

Силы и возможности для реализации данных мер есть, но нет воли и желания менять старые порядки, которые так прижились в стране. Чтобы оставаться конкурентоспособными и интересными, необходимо развитие, тот самый "новый курс". И экономические перемены не должны рассматриваться только как государственная инициатива - она должна также исходить и от россиян. Необходимо понимать, что "новый курс" - это общие усилия всех жителей страны: предпринимателей, госслужащих, руководителей государственных компаний и крупных промышленников - всех участников гражданского общества, которое стремится идти вперед. И эта тема не только про развитие страны и улучшение благосостояние граждан - быстрый экономический рост перестроит наше сознание, позволит нам быстрее ориентироваться в изменчивом международном сообществе, быть конкурентоспособными и не бояться идти в завтрашний день. Только с таким настроем необходимо начать реализовывать перемены в стране.

Сергей Ильич Коновалов - политолог.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Максимальный рост занятости ожидается у аграриев, водителей и программистов

Максимальный рост занятости ожидается у аграриев, водителей и программистов

Михаил Сергеев

Рискуют потерять работу банкиры, бухгалтеры, финансисты и администраторы

0
1156
Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Анастасия Башкатова

Из-за инфляции в 2025 году не обойтись без дополнительной индексации выплат

0
3019
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
2891
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
9741

Другие новости