Почему на нынешних детей не действуют аргументы, которые действовали на старшее поколение, – тема для социологов и психологов. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru
В Санкт-Петербурге суд привлек школу к административной ответственности за то, что в ней отстранили от учебы мальчика, который курил... в классе во время урока. Ученика седьмого класса несколько раз заставали за курением в туалете и сообщили об этом его матери. В наказание школьник нарочно закурил прямо на занятиях. Официальный приказ об отстранении скоро отменили, но мать школьника подала заявление в прокуратуру, и на суде действия школы признали нарушением права об образовании в РФ. Учебное учреждение признало свою вину. Суд вынес предупреждение.
Так и хочется спросить: а что с героем вейп-скандала? Раскаялся ли он? Что вообще испытал подросток, узнав, что школа проиграла? Как отреагировали его одноклассники? Какой вывод для себя сделали? Взрослые разберутся между собой. Лично меня пугает и расстраивает не это, а то, что человек (не важно, взрослый или ребенок) познал чувство безнаказанности за свои проступки.
Моя знакомая психолог часто рассказывает случаи, когда родители, покрывающие хулиганства своих детей, позже приводят их к ней для «починки». При этом, когда она спрашивает, а какие меры наказания за проступки ребенка они использовали, часто слышит: «никакие». На вопрос «Почему вы их не наказываете?» мамы и папы обычно отвечают так: «Как я его буду наказывать? Бить что ли?» А кроме «бить»?
Приведу в пример мое наблюдение на детской площадке. Женщина лет 70 сделала замечание хулигану 12 лет за то, что он матерится. Он ей ответил на это: «Отвали!» При этом мать мальчика, сидевшая неподалеку на лавочке, тоже поднялась на пенсионерку: «Почему вы делаете замечания моему ребенку? Как вы смеете?»
Да, смеет. Ее так научили. В ее юности Аркадий Райкин читал со сцены знаменитую миниатюру «О воспитании». Помните такую? «Она мимо дворника идет. За метлу его тронет: «Егорыч, в случае чего Славик начнет выражаться, вы его метелочкой шмякнете?» – «Ладно, – говорит, – шмякну. Почему ж не шмякнуть?». И вот так... кто свистнет, кто стукнет, кто шмякнет, кто звякнет – вместе получается воспитание!»
Согласитесь, это звучит странно для старшего поколения, что они дожили до ситуации, когда классы в школах соревнуются не в том, у кого лучше успеваемость, а в том, где меньше всего учащихся курят. Младшие школьники зачастую боятся ходить в туалет, потому что там дым коромыслом. Причем дамских туалетов это тоже касается. Ситуация, когда девочки 10–12 лет не ругаются, а говорят матом, стала тоже почти тривиальной… Как там писал Кир Булычев про коллег, одобряющих матерщину в литературе: «Без помощи мата нельзя выразить только катастрофическое отсутствие мыслей».
Большинство людей, конечно, понимают, что все это – результат так называемого «свободного воспитания». Но говорить об этом вслух до сих пор не принято. Мы не стали, как мечтал Велимир Хлебников, самосвободными. Но получили толерантность, граничащую с равнодушием. Хотя... В сентябре 2021 года агентство «Михайлов и Партнеры» провело всероссийское исследование на тему: «Воспитание и наказание: взгляд поколений». Опрос затеяли, чтобы выяснить, как относятся к воспитанию в российских семьях, какие наказания применяют и как отличаются взгляды у молодых и старших.
И 61% россиян на вопрос «Можно ли бить детей?» ответили «да». А 49% опрошенных посчитали, что детей наказывать даже нужно. Причем среди старшей аудитории – 31–55 лет – такого мнения придерживаются 61%, а среди тех, кому от 14 до 30, – всего 20%. За физическое наказание высказались в целом 60%, категорически против – 36%. 45% допускают наказание в виде лишения любимых занятий или гаджетов, 34% – в виде выговора, 29% – лишения карманных денег.
Молодежь относится к этому более негативно, чем поколение родителей: 65% против 54%. Женщины настроены к детям мягче, чем мужчины: почти половина участниц опроса считают, что физическое наказание недопустимо. Сторонники наказаний чаще всего готовы применять физическую силу за употребление наркотиков (44%) и алкоголя (27%), а также за воровство (34%) и хамство (27%).
А почему на нынешних детей не действует то, что действовало на старшее поколение? Возьмем пример с бойкотом, когда мама говорит ребенку, что она на него обиделась и в воспитательных целях на какое-то время замолкает. Раньше для ребенка это было трагедией: мама с ним не общается. А что сегодня? Если родительница перестанет разговаривать с современной девочкой-подростком, знаете, что сделает та? Она обсудит эту ситуацию в соцсетях с кучей френдов. И маме при этом мало не покажется. У детей – права, у родителей – обязанности.
Современных детей нельзя шлепнуть. Нельзя «унижать» сравнениями с другими детьми. Им нельзя внушать, что взрослый чаще всего прав. И если вам хочется разбить телефон ребенка, чтобы он наконец забыл про свои виртуальные игры, то... вам просто пора отдохнуть. Наказывать лишением компьютерной игры тоже нельзя. Поэтому – все на задние лапки и в ряд.
Питерский школьник переиграл свою школу? Нет, не переиграл. Он ее скорее уничтожил...