0
8218
Газета Я так вижу Интернет-версия

03.04.2024 18:27:00

Пельмени и эзотерика – в помощь учителю истории

Древние славянские божества и забытые старинные русские игры как способ воспитания патриотизма

Тэги: образование, уроки истории, древние славянские божества, старинные русские игры, воспитание патриотизма


образование, уроки истории, древние славянские божества, старинные русские игры, воспитание патриотизма Некоторые из исторических тем, предлагаемых школьникам, достойны докторской диссертации, а некоторые словно взяты из желтой прессы о «паранормальном». Фото РИА Новости

Еще в педагогическом институте нас учили, что основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок. Каждый урок – это одно звено большой цепи занятий по теме и курсу. Нам внушали, что главная черта эффективного урока и главное требование к нему – высокий научный и идейно-теоретический уровень. В принципе все это требуют от учителя и сегодня. И в этом смысле, как и много лет назад, цель урока истории – не только выявить знания, но и сделать так, чтобы он имел воспитывающее воздействие на учеников.

Образец учителя для наших соотечественников, как показали многочисленные опросы, – историк Илья Семенович Мельников из фильма «Доживем до понедельника» (1968). Напомню кадр из этого фильма. Ученик отвечает у доски, и все вроде бы хорошо, только отвечает он «по учебнику». И учителя расстраивает то, с какой легкостью его ученик выносит «приговор» исторической личности. Ученик парирует, что в учебнике о лейтенанте Шмидте всего 15 строк. И тогда Мельников дает детям жизненный урок. Помните, в чем, по Мельникову, главный талант лейтенанта Шмидта? «Ощущать чужое страдание более остро, чем свое. Именно этот дар рождает бунтарей и поэтов...» Вот вам и воспитательный момент. И живое слово учителя.

Все эти воспоминания инициировала сегодняшняя реальность. Ниже – записка, которую получил ученик 6-го класса от учителя в одном из регионов России. Текст любопытен и обширен, поэтому привожу «избранные» места из него.

Итак, ученикам дается задание подготовить сообщение на любую из тем: «Александр Невский: полководец, дипломат, христианин. Александр Невский – солнце земли русской Боевое снаряжение в средневековой Руси X–XVI вв. и особенности его изготовления. Боевые воинские искусства Древней Руси. Был ли Иван IV самым жестоким правителем в XVI в.? Верования славян как суеверия современного человека. Влияние имени и отчества на судьбу человека на примере биографий Дмитрия Михайловича Пожарского и Дмитрия Михайловича Карбышева. Влияние политики Ивана III на историческое развитие Руси XV века. Все о пельменях Герои русских былин и их реальные прототипы. Герои Куликовской битвы в названиях боевых кораблей. Дмитрий Иванович Донской – спаситель и хранитель Руси. Древние славянские божества в русских сказках. История и вымысел. Древняя символика в художественном убранстве крестьянской избы. Забытые старинные русские игры».

Для начала заметим, что специфика предмета «История» уже по названию определяет огромную роль именно рассказа (истории). Красочный и увлекательный, он оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на ученика. И особое значение это имеет для учащихся в 5–6-х классах, потому что они изучают другие эпохи и воображение ученика здесь не на последнем месте. А теперь представьте, выходит ученик с сообщением… и, сбиваясь, бормочет или тараторит монотонно текст, который ему подготовили заботливые родители или подсказал услужливый Google. А может быть, – почему бы и нет! – написала одна из множества доступных сегодня нейросетей. Ну какое уж тут воображение и эмоциональное сопереживание?

Вообще складывается впечатление, что эти темы заданий как раз и создавались как будто специально, чтобы задействовать искусственный интеллект. А может быть, ИИ и создавал эти темы?

Следующий момент. Уровень научности перечисленных тем. И даже можно сказать, научной рациональности. Некоторые из них чрезвычайно сложны, достойны докторской диссертации, а некоторые словно позаимствованы из желтой прессы о «паранормальном».

Конечно, можно допустить, что современных детей на уровень научного знания надо выводить через пельмени и эзотерику. Интерес их столь разнообразен, а вкус столь всеяден, что они скушают и этот исторический «шведский стол». Но вот как быть с исторической правдой? Вы можете сказать, насколько грозен был Иван Грозный? Понятно, что учащиеся 6-го класса плохо усваивают безликую историю. И характеристика исторических лиц, и рассказ об их деятельности помогают раскрыть тему.

Вот как прокомментировал эту запись Дмитрий Володихин, историк и проректор по научной работе МГУТУ имени К.Г. Разумовского: «Что тут скажешь? Составитель вопросов как будто говорил не со школьником, тем более не из старших классов, а со взрослым человеком. Время от времени склероз подводил составителя, и он повторялся. Время от времени придумывал что-то интересное только ему самому...»

Ну, может, учителя сегодня работают на родителей, повышая общую грамотность населения. И действительно, зачем родителям пялиться в экран телефона, когда есть занятия поинтересней.


Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2043
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3404
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
6901
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
10036

Другие новости