Фото Reuters
В интересах мира – повысить прозрачность информации о положении дел вокруг события, произошедшего 13 лет назад. 11 марта 2011 года на АЭС "Фукусима-1" землетрясением и цунами Тохоку были повреждены сети электропередач и три ядерных реактора. Радиоактивные вещества из реакторного топлива попали в окружающую среду, проводится поэтапный слив заражённой воды в Тихий океан. Редкие факты, которые просачиваются в прессу, вызывают серьёзное беспокойство у экспертов.
Бразильский учёный Института океанографии Университета Сан-Паулу Рубенс Сезар Лопес Фигейра поднял вопрос о прозрачности решений вокруг аварии на АЭС «Фукусима-1». «То, что японцы не допускают (международное сообщество – прим. «НГ») проводить инспекцию, может свидетельствовать о наличии проблем», — говорит Лопес Фигейра.
Япония создала опасный прецедент, который ставит под угрозу настоящее и будущее человечества. Отзвуки его доходят до Бразилии, где 54% населения (по данным Gallup-Global WIN), сопротивляются национальной энергетической программе.
Филипп Сапожников, ведущий научный сотрудник Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, подчёркивает: «Россия, Бразилия и Китай находятся в такой ситуации, когда наших экспертов по-прежнему не допускают на объект. В частности, нас не допускают к контролю на трёх этапах: к хранилищам воды, аппаратной части очистки этой воды, к процедурам слива определённых порций этой воды с возможностью осуществления контроля уровня радиоактивности той воды, которая непосредственно попадает в Тихий океан. Мы вынуждены доверять исключительно японской стороне... Это вызывает ряд существенных этических и технических вопросов, что в подобных ситуациях необходим внешний контроль, особенно со стороны соседей. Просто делиться информацией недостаточно. Мы имеем сегодня дипломатический прецедент. А если будет другая катастрофа, авария, нас тоже не допустят?».
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков уверен, что предложение бразильского учёного не будет услышано. «Если бы прозрачность ситуации с «Фукусимой-1» предложили обеспечить в Евросоюзе или США, игнорировать такое предложение Япония бы не смогла, и правительство могло бы что-то ответить. Но в ответ на предложение Бразилии они ничего делать не будут».
Между тем, мир будоражит. Давайте посмотрим, какова картина преодоления последствий аварии на «Фукусиме-1», и почему она беспокоит человечество.
Как Япония справляется с ликвидацией последствий катастрофы на «Фукусиме-1»?
Процесс ликвидации аварии на АЭС идёт и, по подсчётам Bloomberg, в него уже вложено более $83 миллиардов.
В 2023 году Япония трижды осуществляла сброс в общей сложности 23400 тонн радиоактивных сточных вод, которые образуются при охлаждении повреждённых реакторов, что каждый раз вызывало беспокойство у экспертов, поскольку даже сообщения японских СМИ свидетельствовали о наличии проблем.
«Ничего нового японцы так и не придумали, — говоит Игорь Юшков. — Где-то под землёй хранится расплавленное ядерное топливо, достать которое, вероятно, невозможно. Никто не знает, возможно, оно уходит в море — японцы никого не пустили внутрь ни для того чтобы осуществить мониторинг, ни с целью помощи или поиска решения в минимизации ущерба. По-прежнему происходит ядерное заражение, последствия которого будут преодолеваться долгие десятилетия».
С сожалением учёный добавляет то, о чём думают все: «Мы всегда верили в то, что Япония — технологически высокоразвитая страна. «Фукусима», однако, показала, что это не так. Максимум, что они смогли сделать — отправить камикадзе к реактору и попробовать устранить последствия аварии. Мир не увидел ни роботов, которые отправились бы устранять последствия повреждения ядерного реактора, ни других передовых технологий. У нас больше нет оснований считать, что в Японии есть развитые технологии, способные устранить последствия аварии и обеспечить безопасность».
Созданная японцами в контексте аварии система сточных вод Advanced Liquid Processing System (ALPS) предусматривает их очистку от 62 радионуклидов, однако опасное вещество тритий, например, при этом не выводится.
Глава Росрыболовства Илья Шестаков сообщил РИА Новости, что 4 ноября 2023 года, после сброса третьей партии с «Фукусимы-1» были зафиксированы превышения концентрации вредных веществ. Это наводит на мысль, что опасения учёных отнюдь не безосновательны.
А 21 февраля 2024 года министр экономики, торговли и промышленности Японии Кен Сайто встретился с Томоаки Кобаякава, президентом Tokyo Electric Power Company (TEPCO), оператора АЭС «Фукусима-1». На встрече он сообщил, что на АЭС «Фукусима-1» возникла проблема с водой, вытекающей из станции очистки. «Очищенная вода», по собственному признанию TEPCO, не соответствует национальным стандартам и не получила одобрения международного сообщества, и при этом спешно сбрасывается в море. Это вызывает мысли об угрозе человечеству, а не о «незначительном радиологическом воздействии на людей и окружающую среду», как уверяет Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
По данным Kyodo News, несмотря на выявленные проблемы, 26 февраля 2024 года TEPCO объявила о начале четвёртого сброса ядерных стоков с АЭС «Фукусима-1». Это подтвердила и Japan Times. Процедура должна была завершиться в марте, а общий объем сброса в море оценивался в 7800 тонн.
Резервуары для хранения радиоактивной воды выходят на проектную мощность. TEPCO в 2024 году сбросит в океан 54600 тонн очищенной воды в семь этапов, что в два раза больше, чем в прошлом году.
Сейчас на АЭС «Фукусима-1» хранится около 134000 тонн воды, заражённой радиоактивными веществами, и каждый день образуется новая партия от контакта с остатками ядерного топлива. Последствия сбросов неизвестны.
Фото Reuters |
Согласно санитарно-эпидемиологическим нормам в России, максимально допустимая доза радиации — 5 миллизивертов в год. TEPCO показала, что облучение от очищенной воды на станции составляет менее 0,00003 миллизиверта в год, в то время как среднестатистический японец получает 2.1 миллизиверта в год.
Утверждается, что после обработки и дальнейшего разбавления вода, сбрасываемая с АЭС «Фукусима-1», не превысит уровня радиоктивности 1’500 беккерелей на литр, что значительно меньше допустимой нормы содержания трития в питьевой воде 10'000 беккерелей на литр. Но так ли это в действительности? Об этом знают только в Японии.
После первого слива радиоактивной воды, как отмечает Филипп Сапожников, российские учёные провели экспедицию и комплексные исследования водных масс, прилегающих к течению, и водных масс, которые идут от Японии, и не обнаружили там значимых доз радиоактивного заражения, отличных от фонового.
«Если речь идёт о заявленных концентрациях радиоактивности при сливе воды в океан, и мы основываемся на результатах экспертной оценки наших специалистов, то нам бояться нечего, — полагает учёный. — Но надо заметить, что тритиевая вода — тяжёлая, и постепенно она движется и тонет, уходит вниз. Это надо учитывать, как физический факт. Есть и другие моменты, кроме обусловленных гидрологическими аспектами и тех, о которых говорит Япония, сообщая о низком уровне радиоактивного заражения. Это опасения технического характера, которые могут оправдаться со временем или нет».
Кен Бюсселер, морской радиохимик и советник Форума тихоокеанских островов, поставил очистку радиоактивной воды под сомнение. Он заявил, что подлежащие очистке 62 радиоактивных вещества слишком трудно удалить из воды, а системы фильтрации «не доказали свою долговременную эффективность». По его мнению, в составе сточных вод есть «вызывающие серьёзную тревогу элементы», ускользающие от системы очистки, такие как цезий и стронций-90 — изотоп, повышающий риск развития рака костей и лейкемии.
TEPCO будет постепенно выпускать до 22 триллионов беккерелей трития в год в течение следующих 20 или 30 лет. Рубенс Сезар Лопес Фигейра считает, что этот изотоп водорода опасен тем, что хотя у него короткий биологический период полураспада, но его трудно вывести из организма, и доза увеличивается, когда вещество попадает в море.
«Сейчас японцы будут делать всё, чтобы показывать, что они ничего не боятся. Якобы, последствий нет. Они будут проводить акции наподобие той, когда они в парламентскую столовую специально привозили овощи из провинции Фукусимы и ели их. При этом японцы никого не пустят для контроля над реальной ситуацией и новые операции над Фукусимой проводить тоже не будут», — уверен Игорь Юшков.
Эффектные акции по якобы безопасности устранения последствий катастрофы на АЭС «Фукусима-1» не убеждают людей. Слишком много оснований для недоверия.
Фото Reuters |
Представители многих стран и СМИ отмечали, что поведение Японии является крайне безответственным и опасным, и призывали страну отозвать решение о сбросе радиоактивной воды, когда в феврале 2024 года проблемы стали слишком очевидны. По данным информационного агентства Kyodo, в Министерство экономики, торговли и промышленности (METI) из 88 стран мира, включая Японию, поступили в общей сложности около 64'000 подписей «против сброса ядерных стоков в море».
В Токио, Фукусиме и других городах проходили стихийные митинги протеста. Согласно опросам японской телекомпании JNN, около 40% японцев не поддерживают национальный план ликвидации последствий аварии. По словам Азби Брауна, ведущего исследователя независимой группы радиационного мониторинга Safecast, процесс очистки и сброса воды не только непрозрачный, но и нетщательный, и такова позиция многих крупных учёных со всего мира.
В соседних с Японией странах реакция вызывает ещё большее беспокойство у подавляющей части населения. В Южной Корее, например, 80-85% людей ожидают негативного воздействия сброса радиоактивных вод на море и морскую фауну. Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин через посла Японии в Южной Корее Айхоси Коити выразил свою обеспокоенность действиями Японии и попросил его донести позицию Южной Кореи до японского правительства.
Пресс-секретарь президента Филиппин подчеркнул, что глобальная экосистема — это организм, в котором страны взаимосвязаны, и те, кто загрязняет окружающую среду, должны платить за это свою цену.
Не только в Бразилии, но и в других странах люди стали негативно смотреть на атомную энергию. От аварии на японской АЭС содрогнулась Европа. Поэтому в Германии, например, в правительстве Ангелы Меркель пересмотрели планы по использованию атомной энергии в пользу альтернативных источников.
Правительства западных стран, однако, не спешат «давить» на Японию. Напротив, они заинтересованы в сотрудничестве, получая заказы. В частности, Veolia Nuclear Solutions (VNS) изготавливает роботизированную систему для безопасного проникновения в реактор АЭС «Фукусима-Даймчи», из-за чего запланированный проект извлечения «обломков» топлива в очередной раз откладывается. Теперь до октября 2024 года.
Американцы, в отличие от нас, Бразилии и Китая, допущены к подготовке и процедуре слива очищенной воды. Независимые эксперты страны по-прежнему выражают сомнение в чистоплотности процедур, но США безмолвствует - корпорации получили от японцев контракты на разработку технологий.
Министерство иностранных дел России неоднократно требовало прозрачности в мониторинге сброса радиоактивной воды, и выразило надежду, что Япония предоставит пробы, примет меры для снижения негативного воздействия выбросов в морскую среду и не нанесёт ущерба экономической деятельности других стран, в том числе в части рыболовства.
***
Нам остаётся только верить обещаниям МАГАТЭ задействовать 4 российские лаборатории в 2024 году для мониторинга японской системы очистки, о чём сообщила Мария Захарова, официальный представитель МИД. Тогда появится хотя бы какая-то уверенность в получаемых данных.
Но эксперты выражают сомнение в хорошем исходе ситуации, принимая во внимание историю вопроса. «Ситуация на Фукусиме не изменится в ближайшие годы или вообще не изменится, — говорит Юшков. — Япония изначально была закрыта от международного участия в аварии на Фукусиме. С первых дней, когда произошла авария, японцы отказывались от помощи и говорили, что справятся с ситуацией своими силами. Это порождало множество конспирологических теорий вокруг того, что у них где-то может быть завод по производству ядерного оружия, которому требуется много энергии.
Да, все возмущаются, наблюдая за тем, как японцы сливают радиоактивные отходы в мировой океан. МАГАТЭ при этом разводит руками и говорит, что концентрация трития якобы маленькая и безопасна. При этом они верят данным, предоставленным Японией — правительством и компанией. Получается замкнутый круг. Точные ли это данные? Мы все — заложники Японии. Можно только предполагать, что если бы было огромное превышение концентрации трития, то это бы заметили на российских или китайских станциях».
Да, мы все — заложники Японии. Страны, в которую мы совсем недавно верили как в передовую и честную, наследницу культуры самураев. Она всегда вызывала у нас доверие и самые тёплые чувства, а сегодня стала символом непрозрачности в контроле за ядерными отходами.
Японские суши являются едва ли не национальным блюдом россиян, но рыбу для них уже не привозят из Японии. Решение о её потенциальной опасности принял Россельхознадзор РФ 16 октября 2023 года, поскольку Япония не раскрыла нам свою методику расчёта трития в морепродуктах.