Татьяна Монэгэн. Фото © ICC |
Аббревиатуру БРИК – Бразилия, Россия, Индия и Китай – первым использовал в 2001 году аналитик Джим О'Нил из «Голдман Сакс», обозначив им четыре страны с самым большим на тот момент потенциалом экономического роста – Бразилию, Россию, Индию и Китай. Практическое взаимодействие в рамках БРИК началось в сентябре 2006 года, когда по инициативе президента России Владимира Путина на полях сессии Генассамблеи ООН в Нью‑Йорке состоялась первая встреча глав внешнеполитических ведомств в этом формате. Ее итогом стало подтверждение участниками заинтересованности в развитии многопланового четырехстороннего сотрудничества.
В 2009 году в Екатеринбурге состоялся первый в истории саммит этих четырех государств. С присоединением в 2011 году Южно-Африканской Республики к упомянутой аббревиатуре БРИК добавилась еще одна буква – «С».
К состоявшемуся в 2023 году 15-му саммиту в Йоханнесбурге БРИКС подошел с целым набором заявок на присоединение от более чем двадцати стран. На саммите было принято решение о расширении, и с 1 января 2024 года к объединению присоединились новые страны – Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия. Также на саммите было принято решение предоставить членство Аргентине, которая отказалась от своей заявки после избрания президентом Хавьера Милея.
БРИКС сейчас – это более трети площади земной суши (36%), 45% мирового населения (3,6 млрд человек), свыше 40% всего объема добычи нефти, около четверти мирового экспорта товаров. За сравнительно недолгий срок существования этого объединения ВВП стран БРИКС (около 33% мирового ВВП) уже превысил долю стран «Большой семерки». Прогнозируется, что разрыв между долей БРИКС и G7 в мировой экономике будет увеличиваться и дальше.
Сотрудничество в рамках БРИКС идет по многим направлениям. Обсуждаются планы полного перехода на расчеты и кредитование в национальных валютах и как логичный итог – создание единой наднациональной валюты. Недавно об этом говорил в интервью ТАСС помощник президента РФ Юрий Ушаков. Он отметил, что важной целью на перспективу в России полагают создание в рамках стран БРИКС независимой расчетно-платежной системы, которая основывалась бы на самых современных технологиях, таких как цифровые валюты и блокчейн. Важно, чтобы эта система была комфортной для государств, населения, бизнеса, не требовала бы значительных затрат и была бы вне политики. Говорится о создании единой зерновой биржи, общего плана обеспечения индустриальной и энергетической трансформации и многом другом. Ряд направлений развивается уже и сам по себе, вне государственных инициатив. Примером тому – идея создания Лиги фондов, которая будет заниматься продвижением совместных исследований в области науки и образования.
Вместе с тем, в 2024 году перед БРИКС стоит ряд серьезных вызовов. В первую очередь необходимо обратить внимание на потенциальное доминирование Китая. Пекин наращивает свое влияние, вызывая опасения у других стран, особенно в вопросе защиты своих рынков от китайских товаров.
Говоря о единой валюте БРИКС как противовесе доллару США, стоит сразу упомянуть о необходимости полной конвертируемости и признания этой валюты странами вне БРИКС. В противном случае те страны объединения, у которых будет самый большой запас этой валюты, столкнутся с невозможностью использовать ее в полном объеме, что неминуемо скажется на ее ценности.
Владимир Путин в своем обращении в связи с началом председательства России в объединении объявил о том, что почти 30 стран в том или ином виде готовы присоединиться к работе в рамках БРИКС. В этой связи он предложил дополнительно проработать «модальности новой категории государств – партнеров БРИКС». Действительно, в настоящее время не существует удобной платформы для взаимодействия, которая была бы начальным этапом для постепенного встраивания новых стран в объединение. Также не сформулированы и четкие критерии для вступления.
В свете вступления новых членов принципиально важным сейчас видится переход от работы по отдельным направлениям к общей согласованной дорожной карте развития объединения. Необходимо создать более формальные подходы и даже добавить эффективной бюрократии в виде общего управляющего органа, пусть где-то и в ущерб двустороннему сотрудничеству.