В споре о необходимости ставить оценки в дневник вряд ли возможен консенсус. Фото Светланы Холявчук/PhotoXPress.ru
Перед началом года общественность обычно возвращается к привычным уже дискуссиям об отмене или замене каких-то школьных правил или традиций. К разряду таких относится и тема школьных отметок. Год назад, например, депутаты Госдумы РФ предлагали заменить традиционную пятибалльную шкалу оценивания «на зачеты для креативных и физических дисциплин в школах».
Родители уже заранее трепещут по поводу светлых сентябрьских дней, которые омрачат первые же школьные отметки. И приводят в пример Испанию, которая приняла «мудрое решение», отменив оценку для учеников и оставив ее как средство контроля знаний для учителей и родителей.
Советский подход к образованию прекрасно отражает афоризм: «Не умеешь – научим, не хочешь – заставим». Забота о двоечниках тех времен вызывает у бабушек и дедушек современных школьников легкую ностальгию. Еще бы: любого ученика в те времена заставляли учиться и получить хотя бы минимум знаний. Не усвоивших материал оставляли после уроков: «Пока не выучишь – не уйдешь домой». К ним прикрепляли лучших учеников класса, с ними отдельно занимались предметники после уроков. А если не помогало... На помощь приходила сатира.
Сатирический журнал «Крокодил», например, часто и с удовольствием брался за эту тему. Карикатуры тех времен рисуют образ двоечника, порой даже очень обидно (и сходило с рук). Недостатки и отрицательные черты характера двоечников высмеивались либо подвергались жесткой критике и в школьных стенгазетах. «Позор школы» – кричали «выставки» школьных коридоров тех времен.
И в 1970–1980-е годы двоечников также прилюдно отчитывали, стыдили и рисовали на них карикатуры. Если 20 детей выучилось, а 2 – нет, то явно нужно что-то делать более радикальное. Школа не шла на компромиссы, а поэтому решение оставить ребенка или подростка на второй, а то и на третий год с целью воспитания и образования не представлялось в те времена чем-то преступным или зазорным, даже в педагогическом смысле. И в школе совершенно как-то не задумывались над тем, что для несчастного второгодника это было величайшим позором и клеймом на всю жизнь.
В 90-е все изменилось. Двоечников перестали массово оставлять на второй год. И тогда они вдруг стали проблемой преподавателей. В школах постепенно формировалось представление, что двоечник – это свидетельство личной несостоятельности учителя. Теперь за каждого второгодника ему нужно было как-то объясняться перед начальством. Поэтому отчеты о воспитательной деятельности приобрели большой смысл не только для учительского начальства, но и для самого учителя (надо же было как-то защищаться, что учитель не дурака в школе валяет).
В итоге затравленному школой и родителями педагогу стало проще поставить двоечнику тройку и забыть об этом «недоразумении». А если преподаватель пытался сопротивляться, то школа всеми правдами и неправдами добивалась от него того, чтобы ребенок не остался на второй год.
А что сегодня? Второгодников, естественно, в школах нет. Общество стало гуманней. Учеба – теперь забота не только (и не столько!) школы, сколько родителей. Если родители хотят вырастить отличника, то они берут репетитора, и тот нагоняет с ребенком школьную программу. Учителя все так же ставят «три», имея в уме «два». И все чаще поднимается ими же вкупе с родительской общественностью вопрос об отмене школьных отметок.
Но... В отметке ли дело? Правильней здесь было бы говорить о «безоценочном» восприятии учебы в школе. Ведь когда поднимается тема вреда школьной оценки, то чаще всего предполагается отказ от сравнений. Чтобы было проще понять этот момент, приведу типичный пример из школьной практики.
В конце года учитель начальных классов устроил своим детям праздник. В ходе праздника предполагалась викторина. Учительница поделила класс на группы по оценкам учащихся. И во главе каждой группы поставила в командиры отличников. Через пару минут раздался возглас одного из «капитанов»: «А почему мне в команду дали одних тупых! Они же двоечники! Мне с ними не выиграть!» Разумеется, через пару минут в группе завязалась ссора и потасовка. Затем она переросла в ссору родителей между собой, а затем – с учителем. «Школьная оценка – мерило интеллекта учащегося? А как же быть с гениями, которые едва усвоили школьную программу?» – бросали в лицо учительнице.
Сегодня в споре по поводу отмены оценок пытаются найти компромис. Хорошо, давайте не отменять оценки, говорят участники дискуссии. Давайте сделаем так, что школьные отметки выставляют и показывают только родителям учеников. Так, кстати, сделали в Испании. Там бланк с отметками передают в запечатанных конвертах, у ребенка нет к ним доступа, и ему неизвестно, как оценили его одноклассников.
Казалось бы: нет учительских оценок – и спору нет. Но... Если философски смотреть на отмену школьных отметок как фактор отказа от сравнения, то, конечно, это меняет не только школу, ведь она становится более привлекательной для отчаявшегося школьника. Меняется нечто большее в самой подрастающей личности. Человек, отказывающийся от сравнения, отказывается в будущем от любых ярлыков: умный/глупый, красивый/некрасивый, хороший/плохой... Устроит ли это общество?
Так что дискуссия на тему «стоит ли избавляться от отметок» переводится в разряд вызовов современности.