На фото протестующие и БМП Советской Армии на проспекте Ленина в Душанбе 14 февраля 1990 года. Фото RIA Novosti archive/Vladimir Fedorenko /CC-BY-SA 3.0
В январе и феврале 1990 года в результате печально известных событий в Баку и в Душанбе начались масштабные миграционные процессы. В России появилась масса вынужденных переселенцев и беженцев из республик Союза. Главной причиной массового исхода людей стали военные действия, основным направлением перемещения – Россия, а преобладающей причиной выбора этническими россиянами страны была не историческая родина, а общий для граждан Союза русский язык.
Нормально обустроиться на новом месте и сохранить уровень жизни удалось лишь немногим. Только в ходе пятилетней гражданской войны Таджикистан покинуло более 1 миллиона граждан. Переселенцы решали ряд непростых задач – куда ехать, где найти жилье и работу, где учиться детям. Отъезд сдерживали потери денег, очереди на контейнеры и многое другое. Приватизировать и продать жилье хотя бы за небольшие деньги для многих было невозможно и опасно, так как финансовая система Союза разваливалась, нужного законодательства не было, и инфляция раскручивалась. Беженцы решали те же задачи, что и переселенцы, только главной из проблем было сохранение своей жизни и жизней близких.
Проблемы встали в основном перед людьми активного возраста до 50 лет. Но потери понесли не только мигранты – Россия потеряла тысячи ученых и сотни тысяч квалифицированных специалистов из стран СНГ, не нашедших себе применения. Оправдание у исторической родины, конечно, было – именно в эти годы в России началась приватизация, и престижные профессии потеряла часть коренного населения.
Новые россияне не могли сравниться по достатку с коренными жителями, которые приватизировали полученные в советский период жилье и землю – все это представляло собой высоколиквидный ресурс, которым не принято делиться. За небольшим исключением приезжающим жилье нужно было арендовать или покупать, и среди них нередко случались суициды. Естественно, что большинство «понаехавших» увольнялись с прежних мест работы, не особо заботясь о том, какие проблемы с пенсией и иными документами их ждут в России. А чиновников, требующих в России нужные бумаги, совершенно не трогало их отсутствие, и в этом они были правы: нет документа – есть чужие проблемы. В сельских районах, откуда уехали люди, многие юридические лица прекратили работу, поэтому с сохранностью архивов дела обстояли хуже, чем в городах. Ресурсы интернета сохранили запись от 31 марта 2021 года о ситуации на одном предприятии: «Трудовые, личные дела в одну комнату свалили вперемешку, говорят – сам ищи».
Участие России в обустройстве людей было практически незаметно и началось существенно позже – после принятых в феврале 1993 года законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», когда, по оценкам доктора исторических наук Сергея Морозова, «на каждого зарегистрированного беженца и вынужденного переселенца приходилось не менее двух-трех неучтенных, то есть подлинные масштабы вынужденной миграции в России составляли 2–3 млн человек».
В то же время помощь Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и Международной организации по миграции (МОМ) была адресована крупным общинам и в основном сдерживала волны беженцев и переселенцев за рубеж. Это дало результат – существенного перехлеста людей через Россию не произошло. С течением лет военные действия в ставшей чужой стране завершились. Многие беженцы и вынужденные переселенцы создавали свои общественные организации, более сотни из них объединились в «Форум переселенческих организаций», помогавший с работой, обустройством и юридически.
В последующие годы многие бывшие горожане стран СНГ самостоятельно и постепенно переселялись в крупные города России или за ее пределы и стали входить в настоящую элиту государства. Многие вырастили и выучили детей, и к концу 90-х годов у людей стала возрастать потребность в получении с мест прежнего жительства заверенных копий документов. А требовалось многое – копии трудовых книжек, актов гражданского состояния, самые разные справки и подтверждения, которые могли принести новым россиянам заслуженные деньги. В архивах стран исхода начался бум выдачи этих документов, и он происходит до сих пор.
Но ожидать, кроме документов, каких-то компенсаций от правительств стран исхода за утраченное жилье людям было бесполезно. Все обретшие независимость республики СНГ не принадлежат к богатым арабским странам, поэтому разговоры на эту тему сравнимы с обычным сотрясением воздуха. Между тем сохранить архивные документы в странах СНГ удавалось не всегда. Автору известен случай, когда во время войны автомобиль кооператива, перевозивший документы отдела кадров, был обстрелян на одной из улиц Душанбе и сгорел. Вся документация о высоких зарплатах сотрудников за несколько лет была утрачена, восстановить ее оказалось невозможно, и люди потеряли в России немалые пенсионные деньги. Возместить эту потерю некому, и отнестись к этому случаю, как сейчас говорят, можно лишь с пониманием.
Однако надо заметить, что необходимость хранить архивные документы в странах СНГ понимали и выделяли для них дефицитные помещения. Примером их сохранения может служить огромный архив предприятий и организаций, размещенный в подвале одного из жилых «учительских домов» на центральной улице Душанбе. Содержание архива приносило городскому бюджету ощутимые затраты и мизерные налоги, но документы хранились хорошо. Архивы Управления записи актов гражданского состояния (ЗАГС) и Главного нотариального управления Минюста Таджикистана с 2010 года были размещены в центре города в здании бывшей библиотеки имени Фирдоуси.
Сегодня, спустя годы после советского периода, эксперты отмечают интересное явление – несмотря на потери, большинство уехавших из Таджикистана отрицают геноцид русскоязычных. Практически все выехавшие из национальных республик с теплотой говорят о своей прежней жизни и о коренных гражданах этих стран, и при возможности бывают там. Вероятнее всего, объяснение этому есть, и своими корнями оно уходит в 40-е годы, когда союзные республики послали на фронты войны миллионы бойцов, лечили раненых и приняли сотни тысяч людей, эвакуированных с европейской части Союза.
В XXI столетии ситуация в России изменилась. В поисках работы в Россию потянулись на заработки миллионы трудовых мигрантов, причем получение разрешительных документов не заботило многих из них. Гражданство России ежегодно получают сотни тысяч жителей национальных республик. Но в отраслях экономики России растет и потребность в специалистах. К примеру, в Российском Союзе пекарей дефицит кадров близится к 35%, и к этой работе уже планируют привлечь иностранцев.
Насколько можно видеть, в России началось противоборство противников прибытия трудовых мигрантов и сторонников их увеличения. Фракция Сергея Миронова в Государственной думе требует ужесточения миграционной политики. По неофициальным данным, в ряде регионов создают дружины по защите от мигрантов. В СМИ публикуется противоречивая информация – о росте преступлений в среде мигрантов и об их снижении. На этом фоне появились новости о возможном создании нового ведомства, ответственного за межнациональную и миграционную политику. За 30 лет это будет уже третье ведомство, поскольку миграцией в России занималась Федеральная миграционная служба, а в 2016 году ее функции передали в МВД. Впрочем, если такая служба будет создана, вновь подтвердится, что создавать различные структуры чиновники могут бесконечно.