Фото Reuters
В Институте Европы РАН прошла конференция, посвященная Германии и перспективе ее взаимоотношений с Россией. По ее окончании ряд ведущих сотрудников Института и участников конференции собрались за круглым столом в РИА Новости, где обсудили результаты дискуссии. Поводов для конференции было несколько. Очередная годовщина объединения Германии и оценка результатов выборов в трех восточногерманских землях, которые показали, что страна по-прежнему разделена.
Избиратель на территории бывшей ГДР иначе видит мировые события, чем избиратель в Западной Германии. Наверное, поэтому в подзаголовок конференции и круглого стола был вынесен довольно провокативно звучащий сегодня тезис о 75-летии основания ГДР.
Обосновывая необходимость такой конференции, Владислав Белов, заместитель директора Института Европы РАН по научной работе, привел пророческие слова Джорджа Оруэлла о необходимости изучения прошлого для правильных действий в настоящем. Основной лейтмотив выступлений касался различий в экономической, политической жизни и даже менталитете западных и восточных немцев. Два различных пути, по которому пошли в конце 1940-х два немецких государства, наложили на население неизгладимый след. И это наглядно проявилось на недавних земельных выборах в Восточной Германии, где наиболее яркие оппозиционные действующему правительству, да и консервативной оппозиции в лице Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) набрали от 40% до 50% голосов избирателей. Речь идет о партиях «Альтернатива для Германии» (АдГ) и «Альянсе Сары Вагенкнехт». АдГ появилась в 2013 году, а Альянс – только в январе текущего года. Другой общей чертой обеих партий является резко критический взгляд на проамериканскую позицию действующей на федеральном уровне «семафорной» коалиции Социал-демократической партии (СДПГ), Свободной демократической партии (СвДП) и партии «Союз90/Зеленые».
Интересны были рассуждения Белова о том, по какому пути могла пойти объединенная Германия, если бы советский лидер Михаил Горбачев принял предложенный ему тогдашним премьером правительства ГДР Гансом Модровым план создания конфедерации двух германских государств, а не поглощения ФРГ своего восточного соседа, что случилось на самом деле. Белов отметил, что Горбачев реализовывал собственные внешнеполитичесие цели, которые были благородны, – полная ликвидация конфронтации в Европе и мире и внеблоковое мышление. Но, как оказалось, они были наивны.
Запад преследовал свои далеко идущие цели, которые закончились не только объединением Германии на условиях Гельмута Коля и Ганс-Дитриха Геншера, но развалом СССР и уходом с политической сцены первого советского президента, который, впрочем, успел получить Нобелевскую премию мира. Роль Горбачева выпукло была показана в вышедшем в начале года телесериале «ГДР».
Правда, до сих пор остается неисследованной роль тогдашнего министра иностранных дел Эдуарда Шеварнадзе, сыгравшего в поглощении ГДР Западной Германией чуть ли не главную роль. Речь идет о нарушении им указаний Политбюро и самого Горбачева о так называемой формуле объединения. В моей книге «Охота за призраком» поистине зловещая роль Шеварднадзе была показана.
Мостиком между прошлым – объединением Германии, и будущим – ролью современной Германии в противостоянии между Россией и Западом, стал анализ участниками круглого стола перспектив политического развития ФРГ. В центре внимания стояла роль канцлера Олафа Шольца (СДПГ). И, как представляется, эксперты поспешили с его негативными оценками. Речь идет о появившихся в последнее время «миролюбивых акцентах» в выступлениях канцлера. Их участники круглого стола сочли скорее временным явлением, указав на нерешительность Шольца и стремление «усидеть на нескольких стульях».
Действительно, с одной стороны, при Шольце Германия стала вторым после США поставщиком оружия Украине. Но он категорически отказывается передавать ВСУ крылатые ракеты Taurus, поскольку они вполне могут достичь Москвы.
Большая ясность в истинной позиции Шольца проявилась 8 октября, когда в Берлине было объявлено об уходе в отставку по состоянию здоровья генерального секретаря СДПГ 35-летнего Кевина Кюнерта. Он называл себя «демократическим социалистом» и придерживался центристских взглядов. А заменен Кюнерт был по инициативе сопредседателей партии (считающихся исключительно лояльными Шольцу) на левого социал-демократа Маттиаса Миерша, который, как утверждают СМИ, даже близок к бывшему канцлеру Герхарду Шрёдеру.
Для назначения 56-летнего Миерша организатором СДПГ (а это функции генсека) понадобились считанные часы. Известно, что с 2005 года он является депутатом Бундестага и имеет обширные связи среди руководства партии на различных уровнях. С 2016 года - заместить главы фракции СДПГ в Бундестаге. Именно ему будет поручена организация предвыборной кампании 2025 года. Миерш считается не связанным с правительством, поэтому не несет ответственности за провалы правящей коалиции. Самое главное, он новое лицо в партийной верхушке. В руководстве СДПГ полагают, что ему удастся привлечь на сторону партии восток Германии. Ведь лидеры социал-демократической фракции в Бундестаге поддерживают идею мирных переговоров с Россией по украинской тематике. Назначение нового генсека СДПГ означает, что Шольц будет пытаться за счет востока Германии реализовать неоднократно провозглашенное обещание снова стать канцлером после выборов-2025.