Фото rawpixel, 123RF Free Images
Сентябрьский подрыв пейджеров членов «Хезбаллы» заставляет задуматься о том, какие еще «мирные» повседневные предметы могут обернуться для пользователя смертоносным оружием. И если раньше это было сценарием для фильма ужасов (например, «Птицы» Хичкок), то в условиях современной гибридной войны все это становится реальностью.
Наверное, самый распространенный атрибут современной жизни – это лакокрасочные покрытия. Используются они повсеместно. Состав многих из них засекречен и защищен от «взлома». Производители прикладывают немалые усилия к тому, чтобы уберечь «рецепты» своих материалов от возможной «расшифровки» и последующей подделки. А технологии продвинулись настолько, что в покрытия имплантируются дополнительные свойства и сложные функции, помимо очевидных основных. Современные краски могут служить целям как маскировки, так и целеуказания, сбора и передачи информации.
Например, радиопоглощающие покрытия (RAM) реагируют на соответствующие волны, делая невидимыми для радаров ракеты и самолеты. Цели могут быть маркированы специальными термоактивными или отражающими покрытиями, которые затрудняют их обнаружение с помощью ИК-камер и последующее наведение ракет, управляемых снарядов или авиаударов.
В современных военных операциях применяют системы лазерного наведения для поражения целей. Лазерные целеуказатели используются для маркировки цели, но специальные флуоресцентные покрытия, которые отражают определенные типы излучений (например, инфракрасные) могут сильно затруднить, а то и исключить попадание в цель.
Но то, что маскирует, в шпионских и диверсионных операциях может использоваться для обратных задач, для передачи информации и наведения на цель.
Существуют «умные добавки» в краски, которые служат сенсорами или интерфейсами для сбора и передачи данных. Такие краски с встроенными наночастицами уже используются для контроля состояния инфраструктуры – мостов, зданий. Они могут собирать данные о вибрациях, нагрузках или появлении трещин и передавать их на удаленные устройства.
Краски и покрытия с RFID-метками (радиочастотная идентификация) могут передавать информацию о расположении объекта, его статусе или других параметрах. Это технология, используемая для отслеживания объектов (например, контейнеров, платформ или танкеров) в логистике, может использоваться в шпионских операциях.
Всеми этими технологиями сейчас обладают многие страны. Но в условиях гибридной войны коллективного Запада против России полезно правильно оценивать риски и угрозы. Конечно, информация о компаниях, производящих краски и покрытия для военных и разведывательных целей, часто остается засекреченной из-за их стратегического значения. Тем не менее, крупнейшие производители в основном известны. Лидерами здесь являются американские компании.
PPG Industries – одна из крупнейших мировых компаний, занимающихся производством красок и покрытий, как для бытовых и промышленных нужд, так и для авиации, оборонной промышленности и транспорта.
Northrop Grumman в первую очередь известна как производитель вооружений и авиационной техники, но она также разрабатывает и применяет специализированные покрытия.
Lockheed Martin – еще один из крупнейших подрядчиков в оборонной отрасли, производящий стелс-технологии для самолетов. Компания также производит покрытия, разработанные для самолетов-стелс.
Torr Technologies Inc – эта компания специализируется на производстве вакуумных материалов и адгезивов, применяемых в производстве стелс-покрытий и маскировочных материалов для военных нужд.
Британская BAE Systems – одна из ведущих оборонных компаний мира, которая занимается разработкой и производством как военных систем вооружения, так и специализированных материалов и покрытий.
AkzoNobel – крупная международная компания, производящая краски и покрытия для различных отраслей, включая авиацию и оборону.
Henkel, немецкая химико-промышленная компания, производит специальные химические покрытия, которые используются в аэрокосмической и оборонной промышленности.
HyperStealth Biotechnology Corp. – эта канадская компания известна своими инновациями в области маскировки.
Подавляющее большинство ведущих западных компаний, занимающихся исследованиями, разработками и поставками красок и покрытий для военных нужд, сами принадлежат к оборонной отрасли и не производят товары массового потребления. Лишь три компании среди лидеров военного-разведывательного сегмента рынка лакокрасочных материалов производят «ширпотреб». Это PPG, владеющая финским производителем краски Tikkurila, это AkzoNobel, известная по своим брендам Dulux, Interpon и др., и это Henkel с красками CERESIT, Panzer и др. В отличие от специализированных «военных» производителей, фирмы, выпускающие бытовые краски, широко представлены на российском рынке и требуют более пристального к себе внимания.
В 2021 году американская PPG выкупила 100% финской Tikkurila, заплатив по 33 евро за акцию вместо первоначально предложенных 25 евро. Краски Tikkurila были одними из самых популярных в РФ, использовалась в том числе на стратегически важных объектах. Покупка финской компании позволила американскому лидеру по поставкам красок и покрытий армии и флоту США и ряду других стран НАТО получить самые широкие возможности по доступу к стратегическим объектам в России буквально накануне начала СВО. За это американцы заплатили на треть больше, чем хотели изначально?
В свою очередь AkzoNobel и Henkel давно уже обладали аналогичными возможностями по распространению своей продукции в РФ.
Начало СВО ознаменовалось заявлениями всех трех компаний о намерении поддержать Украину и покинуть российский рынок. Однако де-факто все три компании, вопреки заявлениям, задержались в РФ. Вероятно, менеджеры компаний, заявившие об уходе, были искренни в своих первоначальных порывах. Но также вероятно, что их могли попросить остаться в РФ их заказчики из оборонных и разведывательных ведомств.
PPG в лице Tikkurila и AkzoNobel остаются в РФ и укрепляют здесь свои позиции. Причем их деятельность не ограничивается сбытом продукции через крупные торговые сети, такие как Леруа Мерлен (Лемана Про), где у них «зеленый свет». Обе компании сами активно участвуют в поставках материалов для российских государственных структур, используются для нанесения на военные объекты и критическую инфраструктуру.
Происходит это в основном двумя путями. Первый, наиболее распространенный путь, через различные подрядные организации, которые получают право на покраску каких-то стратегических важных объектов и сооружений. В результате, такие заказчики, как, например, здание Исторического музея рядом с Кремлем, оказывается, гипотетически могут быть покрашены материалами с «зашитыми» в них элементами с функцией целенаведения.
Второй путь – через тендеры и госзакупки. Так, например, производитель зенитно-ракетных комплексов и одно из самых успешных предприятий оборонно-промышленного комплекса России НПО «Алмаз» приобрел у дочки PPG, главного поставщика покрытий для нужд Пентагона, краску Tikkurila. Краски производства Tikkurila и AkzoNobel используются на крупных промышленных предприятиях, объектах РЖД, в портах, защитные покрытия этих производителей есть на Керченском мосту, этими красками пользуются российские атомщики, предприятия таких нефтяных компаний, как, например, ЛУКОЙЛ, предприятия газовых компаний – «Газпрома» и «Новатэка», и другие.
Многие объекты, на которых использовались краски этих производителей, становятся целями ВСУ. Удары БПЛА и других средств поражения по этим целям осуществляется украинскими военными с поразительной точностью. Среди них – Волгоградский и Нижегородский НПЗ ЛУКОЙЛа и другие…
При этом возможные ссылки на то, что сейчас практически вся продукция Tikkurila и AkzoNobel производится на их российских предприятиях и под контролем российских менеджеров, не снижает рисков. Предположительно, на российских предприятиях смешиваются готовые компоненты, привозимые из-за рубежа. Конечный продукт, по всей вероятности, получается в результате добавления в производимую в России краску неких компонентов «А» и «В». Причем формулы и состав компонентов засекречены, а их объем может быть до четверти всего состава. То есть работающие в этих компаниях россияне сами могут не подозревать о том, что именно они поставляют на какое-то стратегическое предприятие.
Правительства западных стран могут использовать свое влияние на свои компании для осуществления подрывной и разведывательной деятельности в РФ и в других странах. Может ли быть использована в этих целях «непрозрачность» компонентов поставляемых в РФ красок? Если да, то с точки зрения западных разведок было бы глупо упускать такую возможность.
Кому-то подобные предположения могут показаться чрезмерно конспирологическими. Но, как говорится, если ты параноик, это не означает, что за тобой не следят. Ведь в СССР такие методы использовались – стоит вспомнить скандал конца 80-х, когда выяснилось, что в финских кирпичах для нового здания посольства США была вмонтирована подслушивающая система. А с тех пор прошло 40 лет…
Предполагаемые риски как для стратегических объектов в РФ, так и для российских сотрудников западных фирм, которые могут быть невольно втянуты своими иностранными работодателями в диверсионную деятельность против своей страны, тоже должны быть исключены. Сделать это можно, если в тендерную комиссию по закупкам пригласить для обязательной экспертизы технических сотрудников контрразведки. Не так сложно обеспечить контроль за содержанием материалов, которые поставляются не только для предприятий «оборонки», но и за покрытиями для резервуаров нефтехранилищ, конструкций НПЗ и т.п. Все это позволит исключить попадание на стратегические важные объекты вредоносных материалов в результате неведения, ошибок или коммерческого подкупа сбытовиков. Военпреда, конечно, тоже можно подкупить, но степень ответственности у него выше, особенно «по законам военного времени».