Фото Reuters
В Уругвае, небольшой по численности населения (всего 3,5 млн человек), но довольно обширной по площади латиноамериканской стране, в воскресенье состоялись президентские выборы. Победу на них одержал представитель Широкого фронта, объединяющего левоцентристские силы Уругвая, историк по образованию Яманду Орси. Он набрал 43% голосов. Значительно отстал от него представитель правящей ныне Национальной партии, ветеринар Альваро Дельгадо (у него 28%).
Поскольку ни один из кандидатов не получил требуемых 50% голосов, 24 ноября пройдет второй тур, в ходе которого очень велики шансы прихода к власти в Уругвае президента, достаточно благожелательно настроенного по отношению к России и выступающего за расширение прежде всего экономического сотрудничества с нашей страной. А с учетом того, что кандидат в вице-президенты от Широкого фронта Каролина Коссе участвовала недавно в Межпарламентской ассамблее в Санкт-Петербурге, у РФ появятся неплохие возможности расширить число своих сторонников в Южной Америке.
Стоит отметить, что Уругвай нечасто попадает в первые строчки сообщений о событиях мировой политики. Страна эта тихая, уютная для жизни, малозаметная в серьезных международных делах, больше известная своими футболистами (именно уругвайцы – дважды чемпионы мира, в том числе – самые первые, в 1930 году), нежели какими-то глобальными и региональными инициативами или заявлениями своих политиков. Помимо всего прочего, Уругвай – своего рода финансовая и «недвижимая обитель» для многих состоятельных бразильцев и аргентинцев, опасающихся за свою безопасность и сохранность своего денежного состояния у себя на родине.
Сравнительно недавно, во времена правления Хосе Мухики, Уругвай считался чуть ли не «самой социалистической страной» во всей Латинской Америке. Этот человек на посту президента отказался от своей зарплаты в пользу малоимущих граждан, ездил на подержанной машине и до сих пор проживает на собственном ранчо, больше похожем на какую-нибудь деревенскую избушку в Тамбовской области.
Нынешнее же руководство Уругвая по многим позициям весьма далеко отошло от даже минимального намека на социалистические идеи, проводя политику жесткого урезания бюджета именно на социальные нужды. Ко всему прочему, резко обострились в последние годы две проблемы: рост преступности и превращение Уругвая в страну, через которую в США и особенно в Европу активно пошел наркотрафик – главным образом из Боливии и Перу. Именно это особенно волновало уругвайских избирателей, которые привыкли к размеренной и спокойной жизни, а теперь были вынуждены беспокоиться за собственную жизнь.
Нельзя не отметить и тот факт, что с момента начала российско-украинского вооруженного конфликта нынешнее руководство Уругвая однозначно встало на сторону Киева. Оно во всем поддерживало призывы своего соседа – президента Аргентины Хавьера Милея провести встречу на высшем уровне Латинская Америка – Украина. А среди наемников из Латинской Америки, воюющих на украинской стороне, уругвайцы занимают место в первой десятке.
Что же касается торгово-экономических отношений Уругвая и России, то товарооборот достиг отметки почти в 200 млн долл. за прошлый год. На первый взгляд вроде бы немного, но это почти столько же, сколько Москва наторговала с огромной Аргентиной. Прежде всего Россия закупает в Уругвае говядину, баранину, мясные субпродукты, креветки. Значительно за последние два года увеличены были закупки уругвайского вина (особенно белого), которое ничуть не уступает аргентинскому, но попадает в РФ на весьма льготных условиях.
Самыми востребованными у российского потребителя стали уругвайская говядина (она идет прежде всего в рестораны российских городов-миллионников) и сливочное масло. Только в этом году Россия закупила в Уругвае говядины на 30 млн долл., и на будущий год ожидается увеличение этих поставок до 50 млн. Также выросли поставки с прошлого года на российский рынок мороженой рыбы из Уругвая.
Со своей стороны, Россия наращивает (как и в соседние Аргентину и Бразилию) поставки в Уругвай удобрений, дизтоплива и бумаги. Проблемы, с которыми обеим сторонам приходится активно бороться, – оплата взаимных поставок и финансовое обеспечение работы посольств в обеих странах после отключения России от системы SWIFT и блокировки счетов для трансакций через банки США. Это существенно мешает деловым кругам обеих стран налаживать торгово-экономическое сотрудничество.
Насколько новое руководство Уругвая займет более конструктивную позицию в отношениях с Россией, станет известно после проведения второго тура президентских выборов. Но в любом случае, как показали результаты первого тура, позиции сторонников партий и движений левого толка оказались в Уругвае достаточно сильными (по сравнению опять-таки с соседней Аргентиной). И в отношениях с Москвой Монтевидео будет проводить более взвешенную и прагматичную политику, нежели нынешняя администрация президента Луиса Лакалье Поу.