Джон Махама в июле лично презентовал в Москве свои мемуары, вышедшие на русском языке. Фото с сайта www.johnmahama.org |
Всего в выборах участвовали 12 кандидатов, а также избирались 276 членов парламента. Традиционно на выборах в Гане бывает высокая явка (более 80% населения), тем более что нынешняя экономическая ситуация в стране оказалась крайне тяжелой. В чем, с одной стороны, повинны пандемия и ее последствия, а с другой – серьезнейшие финансовые проблемы.
Замечу, что еще с 1993 года после установления в стране гражданской власти Гана считалась своего рода африканским оазисом демократии и стабильности по сравнению с соседями с их постоянными государственными переворотами. Именно поэтому во время правления теперь уже бывшего президента Аддо именно Гану приводили в пример исключительно демократической формы правления, противопоставляя ее трем франкоязычным соседям (Буркина-Фасо, Нигеру и Мали – кстати, наиболее тесно сотрудничающим с Россией), где у власти находятся военные, свергнувшие гражданские правительства силовым путем.
Не случайно также, что прежние власти Ганы с этой «пророссийской франкоговорящей тройкой» имели крайне натянутые отношения. А после начала СВО руководство Ганы не только полностью поддержало Украину, но и предложило развивать Киеву тесные экономические связи.
Уходивший президент Аддо выдвинул вместо себя Бавумиа, своего заместителя, еще и потому, что тот мог бы стать первым мусульманином – главой государства за всю его историю (хотя в Гане 71% населения – христиане). Его соперник Махама, напротив, ставку сделал на то, что он уже весьма успешно управлял Ганой (2012–2017), и теперь уже с третьей попытки вернулся на высший государственный пост.
Каковы же будут последствия победы Махамы для России и ее африканских интересов? Здесь интрига, на мой взгляд, только начинается, потому как слишком многое связывает этого человека с СССР и Россией и именно на его победу имели виды деловые круги РФ.
Так, в июле нынешнего года в Москве прошла презентация книги мемуаров Махамы на русском языке (написанная им еще в 2012 году, когда он впервые стал президентом). Учился Махама в СССР в Академии общественных наук, а свои мемуары опубликовал сейчас в переводе именно в России, поскольку посчитал, что отношения между нашими странами должны успешно развиваться, и в случае своего избрания он пообещал этому активно способствовать.
Между тем как только презентация книги Махамы (он сам себя считает и писателем, и знатоком африканских музыкальных ритмов) в Москве состоялась, сторонники правящей на тот момент Новой демократической партии организовали мощную медийную кампанию, обвиняя политика в том, что он якобы заигрывает с русскими и хочет продать страну московским олигархам.
Также власти попытались провести проверку финансовой деятельности кандидата от оппозиции, поскольку газеты писали о поддержке его кандидатуры рядом российских предпринимателей. Разумеется, Махама все эти обвинения отверг, и теперь ему уже придется заниматься как выводом страны из непростой экономической ситуации, так и выполнять свои обещания в отношении укрепления разносторонних связей с Россией.
В том, что касается национальной экономики, Махама пообещал детально разобраться с кредитом в 3 млрд долл., который буквально выбила у МВФ прежняя администрация. При этом надо отметить, что Гана – страна, невероятно богатая разнообразными природными ресурсами, а также с весьма успешным сельским хозяйством.
К примеру, Гана – второй в мире экспортер какао-бобов после Кот-д’Ивуара, а также один из крупнейших добытчиков в мире золота (только в этом году доходы от его экспорта составили 10 млрд долл.). Однако это не смогло поддержать стабильность в экономике после удара пандемии и резкого сокращения поставок зерна по причине российско-украинского конфликта.
Отношения Ганы с Россией очень непростые, и пока трудно предположить, как новый-старый президент страны будет их развивать. Двусторонняя торговля между нашими странами сравнительно небольшая – 200 млн долл., из Ганы в РФ поступают в основном редкие породы древесины и какао. А вот российские интересы в Гане обширные и долгосрочные.
Президент Махама должен будет решить либо оставаться в зависимости от внешних заимствований Запада, либо допустить в свою экономику российский бизнес. В любом случае многое тут будет зависеть и от российских деловых кругов. Насколько они заинтересованы в поддержке новоизбранного главы Ганы и готовы по-серьезному обосноваться в этой перспективной для развития двусторонних связей стране.