ПРОГНОЗ
В Абхазии до сих пор не исключается возникновение крупномасштабного военного конфликта |
Угроза целостности России со стороны Закавказья и Северного Кавказа весьма реальна, так как здесь высокая этническая плотность населения, проблемы исторического развития, большое количество неучтенного оружия и т.п. Этим умело пользуются геополитические соперники России.
Планы реализации программ по устранению российского влияния на бывшие республики Средней Азии и Закавказья связаны с наличием богатейших запасов нефти и других ресурсов следующего тысячелетия. Для перекачки "черного золота" на Запад, игнорируя Россию, пущен новый нефтепровод Баку-Супса. Выход нефтедобычи на полную мощность планируется в первом десятилетии XXI в.
Сразу после решения о строительстве и эксплуатации нефтепровода почти одновременно в США был принято решение о функционировании пути, параллельного Транссибу, - Евро-Азиатского транспортного коридора. Его по исторической аналогии еще называют Великий шелковый путь. Железная дорога соединит Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Черное море и Западную Европу, а нефтепровод соединит Каспий, Закавказье, Черное море, Балканы и Западную Европу. В связи с этим пропорционально выросла и активность НАТО на Северном Кавказе. Нагнетание обстановки в этом регионе провоцируется США, которые оказывают Грузии массированную военную помощь, осуществляют в большом объеме поставки вооружения, предоставляют средства для закупки специального снаряжения. Сейчас грузинское оборонное пространство формируется американскими советниками, проводится постепенный перевод военной машины Грузии на рельсы НАТО, осуществляется подготовка грузинских военных специалистов в натовских учебных заведениях.
Главная беда Абхазии состоит в том, что она не вписывается в мироустройство ХХI в. по сценарию США, что грузино-абхазский конфликт угрожает реализации планов США по организации Шелкового пути на Северном Кавказе и функционированию нефтепровода. Во-первых, Абхазия расположена рядом с этими путями; во-вторых, в этой республике очень сильны пророссийские настроения; в-третьих, прецедент выхода Абхазии из состава Грузии нарушает целостность этой республики. Абхазы, в свою очередь, наотрез отказываются оставаться. Стремление ослабить влияние России в Кавказском регионе усматривается в наращивании военного присутствия НАТО в Черноморской зоне. Так, если в 1990 г. здесь находилось пять кораблей государств НАТО, то в 1996 г. - уже 27. Весной 1998 г. проводились совместные учения ВМС Грузии и Турции в акватории Поти и Батуми.
Открытая печать в настоящее время рассматривает три возможных сценария развития военных действий в этом регионе. Во всех трех основные идеи одинаковы: добиться вывода российских миротворцев из зоны безопасности, заменить их на натовских, или из стран СНГ, дружественных Западу, а потом втянуть контингенты альянса. Захватить хотя бы часть Гальского района, посадить там "абхазское правительство в изгнании", которое запросит помощь у Запада. Нейтрализовать действия России и удержать эту часть абхазской территории до подхода натовских сил. Впоследствии полностью поглотить Абхазию и развернуть на ее территории базы НАТО. В итоге Россия теряет контроль над Закавказьем, а затем и над всем Северным Кавказом.
Первый сценарий. Использование войск НАТО для разрешения абхазо-грузинского конфликта. Недавно принятая "Стратегическая концепция НАТО" ориентирована на превентивные действия за пределами ответственности Североатлантического альянса. В дни, когда натовцы беспощадно бомбили Югославию, президент Грузии заявил, что способ разрешения косовской проблемы можно применить и в зоне грузино-абхазского конфликта. Кроме того, объявил, что национальную безопасность своего государства он напрямую связывает с пребыванием Грузии в блоке НАТО. Правда, не все грузинские политики так думают. Председатель парламента Грузии Жвания считает, что после Косово мировое сообщество уже не согласится с принуждением к миру в той форме, как это было в Югославии, ни в интересах центральных правительств, ни в интересах сепаратистских движений.
Тем не менее есть активные сторонники "косовской модели". Председатель Верховного совета Абхазии в изгнании Надарейшвили в день пятилетия ввода КСПМ в зону конфликта заявил, что желает российским миротворцам только одного - покинуть Грузию и быстрее вернуться домой. Нынешний министр обороны Грузии Тевзадзе учился в колледже ВС США. Он и начальник генерального штаба ВС Грузии Пирцхалайшвили - убежденные сторонники вхождения Грузии в НАТО и уже осуществляют на практике свои намерения.
Весьма многозначительным для Абхазии и Юга России представляется заявление ныне действующего президента США о том, что "операция НАТО против Югославии может быть повторена в любое время и в любом месте земного шара".
Применение высокоточного оружия против маленькой блокадной Абхазии будет просто "избиением младенцев", у абхазов нет таких систем вооружения, на которые трата "умного" оружия целесообразна. Хотя желание "побыстрее" решить абхазо-грузинскую проблему может спровоцировать использование крылатых ракет, так как могут вмешаться другие горские народы и многочисленная влиятельная зарубежная диаспора.
Такой удар для уникальной природы Абхазии будет смертельным. Колебания грунта сравнительно узкой прибрежной полосы могут вызвать разрушительные штормы. В заброшенных шахтах Ткуарчала в больших количествах скопился метан. Ошибка в наведении ударного оружия может привести к разгерметизации ядерного могильника на территории Сухумского физико-технического института, где "ковалась" первая советская атомная бомба. Радиационная пыль с перемещением воздушных масс быстро распространится по всему черноморскому побережью и достигнет стран, с аэродромов которых будут взлетать натовские самолеты.
Особый разговор об Ингурской ГЭС. Кстати, по документам, Ингурский гидроузел является собственностью России. Сейчас плотина находится в аварийном состоянии. При ее разрушении поток в несколько кубокилометров воды смоет все на своем пути. Это будет настоящая экологическая и гуманитарная региональная катастрофа.
Второй сценарий. Отсечение военным путем Гальского района, переезд в Гали "правительства Абхазии в изгнании" и его обращение к мировому сообществу о помощи в борьбе с "сепаратистами", которые якобы вели политику этнических чисток и геноцида местного грузинского населения. Следующим шагом будет дипломатическое давление западных стран на Сухуми, обвинение абхазской стороны в несоблюдении Соглашения по прекращению огня и разъединению сил, оказание материальной и технической помощи "законным органам власти".
Третий сценарий. Воздушно-десантная операция. Будет предпринята попытка расчленить Абхазию на несколько частей, захватив аэродром в Бабышире, крупные населенные пункты, порты и стратегические причалы, пограничный пост на Псоу и т.п. при помощи морского и воздушного десантов.
Опыт современных военных конфликтов показывает, что любая массированная помощь не заменит боевой подготовки, которая пока еще очень слаба в грузинской армии. Следующим шагом является втягивание сочувствующих сторон в конфликт, который почти всегда для них оканчивается "вьетнамским синдромом". Рискнем высказать свою версию военного развития событий в зоне абхазо-грузинского конфликта и будем рады, если ошибемся в остроте эскалации напряженности.
Можно предположить, что подготовка к агрессии начнется с нейтрализации действий РФ. Российские миротворцы будут поставлены в такие условия, при которых они вынуждены будут уйти. Поводом может стать как настойчивый и решительный отказ Грузии в продлении мандата миротворческих сил, так и активизация диверсий и провокаций против миротворцев. Скорее всего ни Грузия, ни Абхазия бронетехнику миротворцев со своей территории не отдадут. Посты миротворцев в зоне безопасности тут же займут усиленные наряды грузинских и абхазских военных формирований. Опасность противостояния только усилится.
Руководство Грузии может принять решение о блокировании или закрытии на своей территории военных объектов Группы российских войск в Закавказье. Выдвинув, например, обвинение России в том, что ее авиация якобы бомбит территорию Грузии. Возможен запрет транзита по территории Грузии транспортных средств, обеспечивающих жизнедеятельность российских военных баз в Армении. Российский путь в Армению лежит только через Грузию, Азербайджан или Иран. Армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе исключает транзит в Армению по территории Азербайджана. Поведение Ирана в таком случае спрогнозировать тяжело. Хотя реализация российских атомных проектов в Иране и несправедливые действия США на Кавказе по отношению к России и Ирану дают некоторые шансы на понимание Ираном позиции России.
Развитие событий в том случае может начаться с применения оружия в морских инцидентах, возможно, на фоне совместных учений ВМС Грузии и отдельных стран НАТО, дестабилизации обстановки на пропускных постах в зоне конфликта, инспирирования массовых выступлений беженцев в Загдидском районе Грузии и активизации диверсионной войны в Гальском, Очамчирском и Ткуарчалском районах Абхазии. Возрастание напряженности может вызвать раздача оружия грузинскому населению на территории Гальского района для использования местных грузин в качестве "пятой колонны".
Но надо иметь в виду и то, что война может начаться как с присутствием российских миротворцев, так и без их присутствия. С уходом российских пограничников водная акватория Абхазии осталась практически без прикрытия. Грузинским ВМС ничего не стоит обойти зону безопасности КСПМ и за спиной миротворческих сил с моря и со стороны "Абхазской Сваетии" высадить десанты.
Для этого грузинской стороной может быть востребован опыт ведения аэромобильных операций американскими войсками против вьетнамских партизан. Поэтому существует большая вероятность, что в органах управления грузинской армией будут американские советники. Решающую роль при развитии этого сценария будут играть десантные морские суда, десантно-штурмовые вертолеты и массированная поддержка авиации. Видимо, правительство Грузии продолжит добиваться выполнения Россией Ташкентского соглашения о разделе имущества Советской армии и требовать большие десантные корабли Черноморского флота. Весьма дестабилизирующим фактором является передача американцами Грузии 10 многоцелевых вертолетов "Ирокез" и выделение средств для строительства на Тбилисском авиазаводе нескольких современных штурмовиков Су-39 (модифицированных Су-25) из изготовленных в РФ запчастей.
При малейших признаках подготовки Грузии к агрессии в Абхазии, вероятно, начнется частичная мобилизация (20-25 тыс. человек), будут организованы занятия с резервистами и начнет вводиться в действие система территориальной обороны. В настоящее время в основу обороны Республики Абхазия положена швейцарская модель. При внезапном ударе Абхазия в первые двое суток агрессии сможет выставить 15-20 тыс. человек.
НАТО в ультимативной форме предъявит Абхазии пойти на уступки Грузии. Получив отказ, руководство альянса назовет до десяти целей, по которым в случае повторного отказа нанесет демонстрационный удар палубной, тактической, а может быть, и стратегической авиацией. Могут быть названы телеретранслятор в Сухуми, несколько радиолокационных постов, абхазская военно-морская база, аэродром в Бамборе. Аэродром в Бабышире (в прошлом - это аэропорт "Сухуми" 1-го класса), вероятно, будет сохранен, потому что имеет большую пропускную способность. Он лучший в мире для данных широт, так как независим от погодных условий и только один день в году бывает закрыт. Это удобный транзитный пункт с Ближнего Востока в Европу, и именно здесь базируется авиация ООН. Также аэродром может потребоваться НАТО в качестве взлетного поля в Слатине для обеспечения миротворческой операции.
Однако соображения о том, что начать военные действия против Абхазии - значит, против всего Северного Кавказа и Юга России, может быть, остановят НАТО. Абхазы учли опыт боевых действий США и их союзников в зоне Персидского залива и в Югославии, который показал, что обороняющаяся сторона заранее обречена на поражение, если не сможет навязать противнику свою волю. Принцип натовских вояк "поражать, находясь вне зоны поражения" в случае с Абхазией не пройдет. Очевидно, будут практиковаться диверсии против региональных натовских военных объектов и центров сбора и обработки информации на территории стран-агрессоров, организованы противовоздушные десанты в районы расположения аэродромов и т.п.
При двухстороннем конфликте действия грузинской армии будут характеризоваться разведывательно-ударными и рейдово-штурмовыми налетами на позиционные районы абхазских частей и базы партизан. Возможно применение наземного, воздушного и морского поиска скоплений войск абхазов и нанесение по ним ударов. Грузинские войска будут концентрироваться в крупных населенных пунктах. Распространение агрессии на всю Абхазию может осуществляться в виде массовых диверсионно-террористических актов, имеющих цель запугать население и затруднить подход сил в район боевых действий.
На первом этапе конфликта действия абхазской стороны будут носить сдерживающий и стабилизирующий характер с использованием мобильных огневых барьеров, инженерных заслонов и естественных препятствий. Конфедерация народов Кавказа объявляет войну Грузии и начинает наносить удары с территорий кавказских республик. На помощь абхазам снова придут народы Юга России и казаки. Военно-техническая помощь будет налажена с непризнанных дружественных Абхазии территорий. Специфичность местного рельефа позволяет абхазским формированиям практически бесконечно активно и успешно противостоять грузинским войскам. Постепенно в боевые действия втянется весь Северный Кавказ. Начнется жестокая реваншистская война "до победного конца" с элементами мести. Грузия может оказаться в огненном кольце, удары по ее территории могут наноситься даже со стороны дружественных государств.
Думается, что решение абхазо-грузинского конфликта все-таки не в применении военной силы, а в целенаправленных, терпеливых переговорах. И в связи с этим резко возрастает роль Москвы как давнего друга и партнера Кавказа и Закавказья, а также Коллективных сил по поддержанию мира в конфликтной зоне Абхазия-Грузия. Уход российских пограничников показал, что фитиль новой региональной войны в этом районе тлеет, активизировалась минная война со стороны грузинских диверсантов, начались абхазо-грузинские морские инциденты с обстрелами и захватами сейнеров. Совсем недавно в один из морских инцидентов оказалась втянутой Турция.
Надо иметь в виду и решимость военно-политического руководства Абхазии отразить агрессию. В открытой печати уже прозвучало заявление представителей Конфедерации народов Кавказа о нанесении ударов по территории Грузии с территории кавказских республик в случае нового абхазо-грузинского конфликта. Они утверждают, что их удары приведут к расколу Грузии на 4-6 частей. Весьма серьезным представляется утверждение начальника генерального штаба абхазской армии о проработке вопроса нанесения Грузии неприемлемого ущерба в первые 48-72 часа после начала агрессии.
Словом, новый абхазо-грузинский военный конфликт, если он случится, явится очевидной угрозой России на ее южных, еще не укрепленных границах.