ВОЙНА в Дагестане продемонстрировала, что убедительную победу над профессиональным бандитизмом можно одержать только с использованием вооруженных сил. Эффективность такой борьбы будет определяться технической оснащенностью передовых сил современными образцами оружия и военной техники.
Особого внимания заслуживает индийский опыт борьбы с терроризмом. Это объясняется сходством политических и религиозных мотивов терроризма, экономическими условиями и даже характеристикой театра антитеррористической борьбы.
Пока Индия не в состоянии вести высокотехнологичную войну против исламских экстремистов в Кашмире и собирается воевать числом, наращивая здесь группировку Сухопутных войск. По данным печати, для прикрытия границы в районе недавних боев в Каргиле индийское командование выдвинуло 8-ю горнопехотную дивизию. Штаб СВ планирует в дополнение к двум имеющимся в Кашмире корпусам сформировать новый, 14-й армейский корпус со штабом в г. Лех (столица горной области Ладакх), а также новую дивизию в Кашмирской долине (это дополнительно около 15 тыс. человек). На сегодняшний день в Кашмире уже развернута группировка общей численностью около 700 тыс. человек в составе частей сухопутных войск, полицейских и полувоенных формирований. Такие меры неизбежно приводят к росту напряженности в отношениях между военными и гражданским населением и ложатся тяжким бременем на экономику Индии. По оценкам индийских экспертов, Пакистан тратит гораздо меньше финансовых средств для поддержки террористов, чем расходует Индия на нейтрализацию его усилий.
Особо следует отметить, что для действий в горной местности в Cухопутных войсках Индии сформированы девять горнопехотных дивизий, которые, как правило, укомплектованы призывниками - жителями горных районов, а офицерский состав имеет специальную горную подготовку.
Индийское командование извлекло немало уроков из недавних боев в Каргиле. Основные усилия направлены на обеспечение усиленного ведения разведки вдоль линии контроля. Ранее армейское командование было подвергнуто жесточайшей критике за несвоевременное обнаружение факта проникновения боевиков на индийскую часть Кашмира.
В этих целях усиливается призывная работа среди местного населения, хорошо знающего местность и приспособленного к действиям в горах. Индийская армия наследовала британскую систему полковых призывных центров, которые формируют батальоны для укомплектования частей по национально-территориальному признаку (в Cухопутных войсках действуют подразделения сикхов, гуркхов, выходцев из горных областей Ладакх, Гархваль). Принято решение сформировать дополнительно несколько батальонов (ладакхские скауты и кашмирская легкая пехота) из жителей Кашмира для несения патрульно-постовой службы вдоль линии контроля.
Планируется активизировать воздушно-космическую разведку в Кашмире для слежения за базами боевиков. В этих целях используются самолеты-разведчики МиГ-25, старушки "Канберры", современные американские самолеты "Гольфстрим-3", "Лирджет-29", оснащенные аппаратурой оптоэлектронной и радиолокационной съемки, а также индийские коммерческие искусственные спутники Земли типа "Ирс". Но масштабы применения последних ограничены задачами обзорной разведки из-за сравнительно низкого пространственного разрешения снимков (около 6 м). Индия закупила партию БПЛА "Серчер" в Израиле для оперативной разведки поля боя, но еще не успела развернуть их в Кашмире.
Особо следует отметить эффективное использование средств радиоэлектронной разведки. Результаты радиоперехвата переговоров между пакистанскими командирами, опубликованные в печати, послужили неопровержимыми доказательствами участия подразделений регулярной армии Пакистана в кашмирской военной акции. Индийская радиоразведка получала сведения о дислокации позиций противника, результативности огневых налетов, потерях среди боевиков и состоянии их боевого духа. Необходимо напомнить, что на вооружении частей индийской радиоразведки находятся современные комплексы, закупаемые на Западе и выпускаемые в Индии по лицензии крупнейших производителей радиоэлектронной аппаратуры "Роде унд Шварц" (Германия), "Ракал" (Великобритания), "Томсон ЦСФ" (Франция), "Елта" (Израиль).
Индийские ВВС широко используют в Кашмире транспортно-боевые вертолеты Ми-17, которые имеют улучшенный высотный двигатель по сравнению с Ми-24 и Ми-8, но до сих пор не приспособлены к действиям в ночных условиях. Для устранения этого недостатка Индия заключила контракт с израильскими фирмами на соответствующую модернизацию оборудования машин российского производства Ми-35. Практически вся индийская авиатехника уже оснащена спутниковой навигационной аппаратурой, позволяющей точно ориентироваться на местности. Это позволило в ходе недавних боев наносить удары по целям, расположенным в 3-5 км от линии контроля. Вообще необходимо отметить, что задачи авиационной поддержки наземных сил рассматриваются в качестве основных для индийских ВВС и отрабатываются практически на всех крупных учениях с привлечением передовых авианаводчиков и специальных вертолетных отрядов наведения ударной авиации.
Советник министра обороны Индии по научной работе Абдул Калам заявил, что к концу текущего года начнется серийный выпуск ракетных систем двух типов, нового комплекса РЭБ и беспилотного летательного аппарата. По словам замминистра, центры разработки новой военной техники в ходе Каргильского кризиса действовали в тесной координации с передовой группировкой войск в целях обобщения боевого опыта и ускорения работ по созданию новых образцов оружия и техники. В Кашмире состоялось и первое боевое крещение новой индийской 214-миллиметровой 12-зарядной реактивной установки залпового огня "Пинака".
Бои в Каргиле выявили острую нехватку высокоточного оружия в войсках. В этих условиях индийские руководители подписали контракт с Тульским конструкторским бюро приборостроения на поставку управляемых артиллерийских снарядов "Краснополь" с наведением по лазерному лучу. Такие снаряды позволяют поражать цели с первого выстрела (интересно, есть ли подобное у нас в Дагестане?).
Сегодня можно констатировать, что индийская армия по уровню оснащенности некоторыми средствами разведки и современной военной техники уже приблизилась или даже опережает российские ВС.
Опыт Индии показывает, что вооруженные силы, если они применяются, должны использоваться на полную мощь, при задействовании самых современных систем и комплексов и наиболее подготовленным для боевых действий составом. Положение, когда полуразрушенный ВПК из-за отсутствия финансирование вынужден работать преимущественно на внешний рынок, а не на собственную армию, сегодня характерно только для России. Дальнейшее пренебрежение вопросами национальной обороны ставит под угрозу существование государства.
Суворовский принцип "воевать не числом, а умением" сегодня означает превосходить противника качеством боевой техники и умением использовать это превосходство на поле боя. Обстановка на Кавказе требует ускорить оснащение войск новейшими образцами средств разведки, связи, РЭБ и современным оружием. Учитывая отсутствие средств для налаживания массового серийного производства, определенный боевой эффект имел бы даже малосерийный выпуск новых образцов оружия и техники для оснащения спецчастей и передовых подразделений. В конечном счете расходы на оснащение армии качественным оружием и боевой техникой дадут военный, экономический и политический эффект и приведут к сокращению сроков операций по пресечению дальнейших вылазок террористов. А самый главный выигрыш - жизни наших солдат и офицеров, выполняющих боевые задачи под огнем бандитов.