НЕМАЛО сказано об историческом масштабе тех перемен, которые претерпела Европа начиная с 1989 г. Рухнул возведенный коммунистической системой "железный занавес". Появились три новых члена НАТО, а еще 26 государств участвуют сегодня в программе "Партнерство ради мира". Но есть и другое. Европа выдержала очередной балканский кризис, причем он отнюдь не завершен. Мы начинаем осознавать тот факт, что за пределами привилегированных территорий Европы и Северной Америки другие кризисы придают еще больше динамики потоку людей, стремящихся ради собственного будущего обрести безопасность и благополучие, попасть в страны, где живут побогаче, а социальная стабильность повыше.
Все мы хотим и дальше жить в условиях мира и процветания. Как же нам создать общую систему безопасности? Решающие факторы, которые необходимо учесть, либо существуют, либо уже появились на горизонте. Непрерывный рост населения Земли в сочетании с резко возросшей средней продолжительностью жизни. Стремительные перемены в социальных основах, ведущие к формированию общества, ориентированного на рынок. Растущий технологический разрыв. Истощение природных ресурсов, от которых все еще очень сильно зависит "третий мир", но гораздо меньше - высокоразвитые страны. Все более глубинные изменения в окружающей среде. Глобализация информационных и транспортных отраслей и ее преимущества, основательно подпорченные нежелательными побочными эффектами. Наконец, но не в последнюю очередь - крупные войны, которые пережила, научившись их бояться, Европа в первой половине XX в., уступили сегодня место разнообразным локальным или гражданским войнам, массовой организованной преступности и терроризму. Все эти сложные составляющие имеют самое прямое отношение к будущим условиям нашей безопасности.
Нетрудно предположить, что Северная Америка, Западная и Центральная Европа, вероятно, продолжат свой рост, а соседним регионам окажется трудно сохранить достигнутое. В итоге возникнет постоянно растущий разрыв в уровне благосостояния.
В краях более обездоленных условия жизни могут ухудшиться до такой степени, что возрастет давление, оказываемое миграцией в более спокойные и процветающие страны. Это создаст напряженность, которую лишь усугубят дополнительные экологические проблемы и глобальная организованная преступность. В такой обстановке возможной становится ядерная или биологическая угроза, исходящая из отдаленных источников, поскольку уже в ближайшем будущем технологический прогресс позволит легко осуществлять "доставку" такой угрозы практически в любую точку земного шара.
Ну и как же с учетом всего вышеизложенного мы сможем обеспечить при таких обстоятельствах свой стратегический интерес - сохранить в наших странах стабильность, мир и, наконец, благосостояние? Международное сообщество все отчетливее понимает: чтобы разрядить напряженность и преодолеть кризисы, необходимо выработать, профинансировать и реализовать соответствующие социально-экономические программы. Вооруженные силы по-прежнему должны играть сдерживающую роль, но во многих случаях подобная стратегия может предусматривать и применение военной силы в ситуациях, когда надо подкрепить дипломатию или создать безопасные условия для проведения гражданской операции.
Военные НАТО готовы к выполнению этой задачи и в настоящее время стремятся усовершенствовать свой сдерживающий и оперативный потенциал, с тем чтобы он лучше отвечал нынешним и будущим требованиям. Твердо поддерживаю все инициативы, вытекающие из решений Вашингтонского саммита, а именно: Инициативу об оборонном потенциале (ИОП) и более качественно адаптированную структуру вооруженных сил. Вдобавок нет никаких сомнений в том, что нашим странам нужна система раннего оповещения, способная предвосхищать потенциальные кризисы у наших границ. Раннее оповещение должно в равной мере ориентироваться на экономические, финансовые, социальные и политические тенденции.
Военный аспект существен, но не обязательно первичен. Подобный непрерывный мониторинг проблемных областей оказал бы нам действенную помощь на ранней стадии и при относительно небольших затратах. На данном этапе НАТО и другие организации поддерживают совместный процесс информационного обеспечения и принятия решений, особенно по урегулированию политических и дипломатических кризисов и финансированию соответствующих антикризисных мероприятий. Можно было бы расширить этот процесс, включив в него более сплошной, опирающийся на широкую базу разведывательный и политический анализ потенциальных проблемных областей.
Очевидно и то, что во многих сценариях, связанных с силами быстрого военного реагирования, потребуются дееспособные гуманитарные организации, являющиеся гражданскими по своему характеру. К сферам их деятельности относятся гражданская администрация, судебная поддержка, работа полиции, финансово-экономическая помощь, экологический анализ и охрана окружающей среды, поставка основных продуктов питания и лекарств, а также строительство жилья. Военные учреждения и вооруженные силы продолжают играть существенную роль при выявлении кризисов, их урегулировании, обеспечении мира, восстановлении порядка и создании безопасных условий для последующего строительства мира и стабильности.
Вместе с тем они не должны быть единственным или даже главным источником успеха в таких операциях. Обеспечивать в течение долгого времени безопасные условия в горячих точках даже при наших современных вооружениях и обладающем высоким моральным духом личном составе - задача непростая, но оказывать необходимую для восстановления опустошенных стран гражданскую помощь ничуть не легче. Сейчас мы с полным правом рассчитываем, что инициировать и гарантировать восстановительные процессы должны эффективные военные силы быстрого реагирования. Однако еще важнее задуматься о действующих базовых организациях, которые создают гражданские сети быстрого реагирования, позволяющие справляться с многочисленными сложными задачами по урегулированию кризисов. В последние годы мы приобрели опыт добротных ситуативных решений, но, на мой взгляд, назрела острая необходимость извлечь пользу из усвоенных нами уроков.
Чтобы в полной мере реагировать на будущие кризисы, необходимы хорошо подготовленные, хорошо оснащенные и способные к быстрой переброске в нужную точку воинские формирования - та солидная база, которую предстоит в дальнейшем расширять. Однако без компетентных, специализированных и опытных гражданских партнеров, одновременно работающих на той же площадке, мы неизбежно будем виновны в предательстве не только тех самых людей, которым решили помочь, но и помощников, военных и штатских, оказавшихся на линии фронта. Наш балканский опыт наглядно преподал нам один урок: военные и гражданские мероприятия должны идти рука об руку.
Нынешние дебаты указывают на то, что улучшить оперативную реакцию при урегулировании кризисов позволят дополнительные воинские подразделения быстрого реагирования. Полагаю, этой формуле должны соответствовать аналогичные гражданские организации и кадры. Такие структуры были бы открыты для всех стран, приверженных делу мира.
Эти усилия в сочетании со знаменитым девизом "Твердо, честно и дружелюбно" могли бы послужить следующему поколению в Европе и за ее пределами путеводной нитью к сохранению мира в следующем столетии.