0
2231
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

28.01.2000 00:00:00

Слагаемые контртеррористической операции

Иван Воробьев

Об авторе: Иван Николаевич Воробьев - доктор военных наук, профессор.
Валерий Александрович Киселев - доктор военных наук.

Тэги: Чечня, контртеррористическая, операция, Дагестан


КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ операция, проведенная в Дагестане и Чечне, является общевойсковой по форме и специальной по содержанию. Ее сущность можно определить так - это специальные спланированные по цели, месту и времени действия соединений, частей и подразделений разноведомственных силовых структур РФ по предотвращению террористических и диверсионных акций экстремистов и разгрому их формирований, баз и центров подготовки диверсантов, пунктов управления и узлов связи с одновременной изоляцией зоны боевых действий от притока боевиков, оружия и материальных средств из-за рубежа.

Эта операция по своему пространственному размаху оказалась соизмеримой с общевойсковой (корпусной и даже армейской) операцией. Так, зона активных боевых действий в Дагестане ("Кадарская зона") охватила до 4 тыс. кв. км, а в Чечне всю территорию республики - до 100 км по фронту и 150 км в глубину. Соизмерим с общевойсковой операцией был и численный состав Объединенной группировки войск (ОГВ).

Специальные действия (СД) в контртеррористической операции можно условно разделить на следующие виды: противодиверсионные, противоразведывательные, противопартизанские, информационно-психологические, поисково-спасательные, по обеспечению внутренней безопасности граждан России и иностранных государств, защиты их собственности и прав.

Противодиверсионные СД направлены на то, чтобы не допустить проникновения диверсионных отрядов и групп незаконных вооруженных формирований (НВФ) в тыл действующей армии и в глубь территории России, обезвредить их, предотвратить нарушение управления войсками, работу органов тыла, снабжение войск, функционирование коммуникаций. Главную роль в решении этих задач играют внутренние войска МВД и органы ФСБ.

Противоразведывательные СД имеют целью лишить НВФ получения сведений о положении и состоянии федеральных войск, планах и замыслах командования, местах расположения пунктов управления, узлов связи, тыловых частей и учреждений. Важную роль здесь играет служба РЭБ, радиоперехваты, маскировочные мероприятия по введению в заблуждение противника. Противопартизанские СД направлены на то, чтобы лишить НВФ возможности действовать в тылу Объединенной группировки войск: совершать налеты на блокпосты, патрули, пункты управления, воинские колонны, тыловые объекты, коммуникации; устраивать засады; на путях передвижения подразделений устанавливать минные заграждения на дорогах, в населенных пунктах; захватывать заложников; устраивать поджоги, подрывы сооружений.

Информационно-психологические СД имеют особое значение в обеспечении успеха контртеррористической операции. В отличие от первой чеченской военной кампании они организованы федеральными органами достаточно умело. Этому способствует централизация руководства информационно-психологической борьбы, знание сильных и слабых сторон НВФ, противодействие их лживой пропаганде, разоблачение в глазах населения и военнослужащих их губительной политики, показ подлинной сущности и бесперспективности террористической борьбы, ее пагубных последствий для народа.

Поисково-спасательные СД имеют целью розыск и возвращение в расположение своих войск или другое безопасное место военнослужащих России, а также других граждан РФ, попавших в плен, захваченных в качестве заложников в районе вооруженного конфликта, пропавших без вести или оказавшихся в тылу НВФ по различным причинам.

В Чечне при проведении операции имели место специальные действия по обеспечению внутренней безопасности граждан России и иностранных государств, защите их собственности и прав. Это проявляется в восстановлении в освобожденных от боевиков районах конституционного строя, налаживании нарушенного в ходе боевых действий быта населения, нормальной жизнедеятельности, работы транспорта, школ, поликлиник, больниц, административных учреждений.

Обеспечивающие СД направлены на оказание гуманитарной помощи населению в освобожденных от боевиков районах, ликвидацию стихийных бедствий, осуществление карантинных мероприятий, разминирование местности, зачистку населенных пунктов от бандитов.

Немало трудностей было в организации и планировании контртеррористической операции, которые осуществлялись согласно директивам Генерального штаба ВС РФ, директивам (приказам) органов управления, других силовых ведомств.

Хотя в целом созданная система управления операцией обеспечила выполнение задач, однако выявилось и немало недостатков, особенно в координации действий органов управления различных силовых структур. Сказывалось несоответствие нормативно-правовой базы обеспечения совместного применения ВС, других войск и органов; отсутствие единых систем управления и обеспечения войск; отсутствие согласованного централизованного и децентрализованного планирования применения войск (сил) и органов к совместным действиям. В ходе контртеррористической операции это проявилось в недостаточной слаженности работы органов управления, созданных из представителей разноведомственных оперативных групп (ВС, МВД, ФПС, ФСБ, ФАПСИ и др.). Обмен разведывательной информацией между органами управления силовых структур происходил нерегулярно. Существенные недостатки имели место в инженерном, тыловом и техническом обеспечении частей разноведомственных структур.

Вооруженные силы РФ, выполняющие задачи в разрешении внутреннего вооруженного конфликта, продолжают оставаться заложником несовершенства законодательно-правового обеспечения, поскольку ни в одном из документов военного пакета нет даже упоминания о возможном проведении войсками крупномасштабной контртеррористической операции, подобной той, что пришлось осуществлять силовым структурам в Дагестане и Чечне, не определены ее содержание и сущность. Исходя из этого возникает безотлагательная необходимость внести соответствующие дополнения в положения военной доктрины, Закона "Об обороне", Закона "О чрезвычайном положении", Закона "О военном положении", а также в Концепцию национальной безопасности РФ и другие законодательные акты. Становится очевидным, что в России нужна общегосударственная система мер противодействия терроризму.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1424
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1619
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1724
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4022

Другие новости