Война, как известно, дело очень дорогостоящее. И тот факт, что уже год против федеральных сил в Чечне активно действуют, ни в чем не терпя нужды, банды Хаттаба, Басаева, Бараева, Гелаева и других полевых командиров помельче, приводит к выводу о хорошо организованной их финансовой подпитке. Известно, что только "ставка" рядового боевика в Чечне составляет порядка 100 долл. в сутки плюс оружие и боеприпасы, продовольствие и медикаменты и многое, многое другое.
Вопрос о щедрых спонсорах не представляется особо сложным. Ослабления позиций России на Кавказе давно добивается ряд стран Запада и Ближнего Востока. Прежде всего те, которым не выгодна прокладка нефтепроводов через Северный Кавказ, создающая серьезную конкуренцию другим маршрутам, в частности через Грузию, Турцию и Иран. Поэтому ими делается все возможное, чтобы на юге России как можно дольше не наступал мир. Средств для этого не жалеют. Поддержку незаконным вооруженным формированиям оказывают, в частности, более 60 исламских организаций экстремистсткого толка из 13 государств дальнего зарубежья и СНГ, а также около сотни фирм и 10 банковских групп.
Не так давно очередной "транш" в несколько десятков миллионов долларов от небезызвестного Усамы бен Ладена получил главный бандитский "казначей" - Хаттаб. Именно его, а не Басаева и уж тем более не Масхадова в определенных кругах считают "единственной серьезной силой, противостоящей федералам в Чеченской республике".
По некоторым данным, Хаттаб лично распределяет денежные потоки между полевыми командирами. Существуют вполне определенные расценки за то или иное преступление. Так, сбитый российский самолет оценивается в 10 тыс. долл., вертолет - 5 тыс., убитый или плененный офицер - 1 тыс. и т.д. Как выяснилось в ходе судебного процесса над несостоявшимися террористами Мирошкиным и Епринцевым, нанятыми Хаттабом для совершения взрыва во Владикавказе в сентябре 1999 г., за успешное проведение минирования им было обещано по 2 тыс. долл.
Но не все деньги доходят до конкретных исполнителей терактов. Часть сумм разворовывается их руководителями. Примером может служить Гелаев, списавший на мартовские бои под селом Комсомольское расход около 15 млн. долл. Эти деньги, как выяснила в ходе независимого расследования турецкая газета "Миллиет", были переведены на личные счета Гелаева и Масхадова, открытые на Кипре.
Другой полевой командир Арби Бараев не смог отчитаться перед ревизорами Хаттаба за полученные им 900 тыс. долл. Когда же последний потребовал вернуть "зеленые", атаман обвинил в их пропаже двух своих ближайших помощников и немедленно их расстрелял. И без того неприязненные отношения между Хаттабом и Бараевым оказались окончательно испорченными.
Крупные средства, предназначенные на продолжение войны в Чечне, до нее просто не доходят. Например, по имеющейся информации, один из направленных сепаратистам зарубежными спонсорами денежных "переводов" оказался в Малайзии у сына Аслана Масхадова.
Некоторые главари расплачиваются со своими людьми фальшивыми долларами. Их часто находят у пленных и убитых бандитов.
Совсем недавно одним из спецподразделений федеральных сил, действовавших в Ножай-Юртовском, Курчалойском и Веденском районах Чечни, в ходе реализации оперативной информации, были обнаружены три схрона, в которых, помимо оружия, нашли в общей сложности более 75 тыс. фальшивых американских долларов. В одном из этих тайников хранилась тетрадь с указанием кличек боевиков, дат выдачи им денег и полученных сумм.
По оценке специалистов МВД России, фальшивые доллары имеют чеченское происхождение и идентичны тем, которые перехватывались в Махачкале и Ставрополе сразу после подписания Хасавюртовских соглашений. Лжебанкноты достоинством в 100 долларов, хоть и старого образца, нельзя отличить без специального оборудования. Этот факт наводит на размышления, что так называемое боевое братство воинов ислама не более чем миф, а на горе и крови одних богатеют другие.