0
844
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

08.09.2000 00:00:00

Критическая масса общественного долготерпения достигнута

Игорь Родионов

Об авторе: Игорь Николаевич Родионов - генерал армии, министр обороны РФ в 1996-1997 гг., депутат Государственной Думы.


КАТАСТРОФА с АПЛ "Курск" это подтверждает. Не случайна реакция на нее нашего общества, как будто уже смирившегося с тем, что человеческая жизнь ничего не стоит и не защищена государством.

Думаю, что достигли предела возможности сограждан переносить свои и чужие страдания, постоянное ощущение незащищенности, страха за себя и близких. Не последнюю роль сыграло и кощунственное поведение, и вранье высокопоставленных чиновников. Умные люди говорят, что президент - все-таки вторая по большому счету тяжелая профессия. Самая тяжелая - налогоплательщик. Он платит за все, даже за жизнь. Основную причину трагедии вижу в том, что в нашем государстве до сих пор нет приоритета человеческой жизни перед всеми другими ценностями. Отсюда проистекают все остальные причины, в том числе и непосредственные. Справедливости ради надо заметить, что такого приоритета никогда и не было.

Как человек военный, скажу: нет его и в Вооруженных силах. В Отечественную войну города брали к какой-нибудь дате, празднику, юбилею. Любой ценой. Если о флоте, то "Курск" - не первая погибшая лодка. А что известно об остальных? Один пример. В 60-х годах около Гавайских островов произошла катастрофа с атомной подводной лодкой. 97 человек экипажа безвестными ушли на дно... Доставали их американцы, лодка при этом разломилась, но людей подняли. Хоронили наших ребят тоже американцы, под флагом СССР, исполняя гимн Советского Союза.

На судах перед отшвартовыванием звучит команда: "Отдать концы". Судя по началу событий, такое намерение кое у кого есть из высоких начальников.

Исходя из уже известных серьезнейших повреждений лодки столкнувшееся судно тоже должно быть значительно повреждено. Судно или субмарина с такими повреждениями пока не замечены. Наиболее вероятным я считаю взрыв. Более вероятно - внутри лодки, а затем еще один - от детонации.

Разрушение корпуса, которое было показано, могло произойти при взрыве торпеды, ее двигательной системы. Сейчас есть ракеты-торпеды. Были учения, а они преследуют цель испытания нового оружия или системы. Об этом говорит присутствие на борту гражданских лиц, которые как раз могли участвовать в испытаниях. О них не упоминают, а ведь они разделили общую судьбу. Что же замалчивать?

Странно, что штабом флота не было сразу сообщено точное число лиц на стратегическом объекте. Путаница в численности. Отсутствие списочного состава. СМИ раздобыли его. Все это наводит на грустные размышления.

Экипаж надо извлекать немедленно. Прежде всего для прощания с близкими и захоронения. Но и для заключения судебно-медицинской экспертизы тоже. Она может явиться важным доказательством, а воздействие времени и воды способно сделать ее затруднительной. Повторяю, погибших членов экипажа следует эвакуировать срочно. Хотя из-за неподготовленности придется терять недели на обучение у норвежцев.

Президент в первые дни в сердцах сказал, что мы, мол, любим заниматься поисками виновных. Но кто их находит? Где они? Сообщение "возбуждено уголовное дело" слышим очень часто. Ну и что? Кончается ничем. Ни объективного вскрытия обстоятельств, ни суда, никакой ответственности. Начальственная "молния" ушла в этот громоотвод, и ситуация разрядилась. Если не изменится система государственной ответственности чиновников высокого ранга на основании Конституции и закона, так и будем терпеть произвол. Общество должно знать, что произошло на самом деле. Президент - гарант наших прав и свобод и в первую очередь - права на жизнь (ст. 2, 20, 45 Конституции).

Как же надо не уважать свой народ и рассчитывать на безнаказанность, чтобы так кощунственно и беззастенчиво врать в первые дни трагедии 12, 13, 14 августа! Причем врали и Верховному главнокомандующему. Вранье привело к принятию неадекватных решений, потере времени. Из первых докладов командующего Северным флотом, председателя государственной комиссии вице-премьера Клебанова создавалось впечатление, что с подлодкой ничего страшного не произошло: связь потеряна временно, люди живы.

Как это напоминает "почерк" донесений в Афганистане. Военные, конечно, там наступали, но все... на те же грабли. Других наступлений не случалось, ошибочность ввода войск была очевидной, мы несли людские потери, а наше посольство, МВД и КГБ из года в год затушевывали это примерно таким вот "камуфляжем": "Обстановка в Афганистане сложная, но есть некоторые предпосылки к ее улучшению". Цена ошибки и камуфляжного вранья - 12 тысяч человеческих жизней.

История нас ничему не учит. Можно вспомнить и то, что мы начали побеждать в Отечественной войне тогда, когда в числе других причин Верховный главнокомандующий жесточайшим путем добился того, что его перестали обманывать о положении дел на фронтах. Какая бы ни была трагедия на фронте, Ставке докладывали правду.

Правда о лодке сейчас частично уже всплыла. Но только благодаря общественному мнению, людскому гневу большого накала. Это заслуга и "Независимой газеты". Общество и средства массовой информации сделали большее: вынудили власти срочно находить пути и средства для погашения общественного взрыва и умиротворения людей.

Катастрофа высветила ответ и на вопрос: почему флот бессилен спасать своих моряков? Нонсенс: флот не имеет водолазно-спасательной службы. Это все равно как если бы военная авиация лишилась парашютов и возможности катапультирования. Обреченность! Перспектива создания эффективных спасательных служб на больших глубинах - это 2010 год. А ведь эти службы на флотах были. И техника, и специалисты.

Путин прав, когда недавно подчеркнул, что мы потеряли 10 лет и, кроме разговоров о военной реформе, больше ничего не имеем. Только те последствия, о которых сейчас речь.

Прав он и в том, что армия должна быть компактной. Но с разумным сокращением. Иначе может произойти то, что произошло с выводом наших войск из стран Восточной Европы. Это было бегство, другого слова не подберу. Войска и зарубежное имущество - растворились. Ну имущество-то не совсем. Где-то осело. Говорить об этом сейчас вроде бы и не принято, а уж делать...

Не знаю, каким будет принят Думой бюджет на армию и флот. Если увеличенным - можно приветствовать. Но уверен, что надо изучить принципы финансирования обороны и силовых ведомств. Даже будучи министром обороны, я не мог заглянуть в эту тайну.

Нужна парламентская комиссия. Она будет расследовать условия, которые привели к катастрофе, и судить о действиях военных и властей с самого ее начала. Сейчас другие времена, и за положением дел в армии и на флоте, за чрезвычайными ситуациями в них должен быть контроль со стороны парламента, общественности и прессы. "Независимая газета", на мой взгляд, делает это успешно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1479
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1687
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1791
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4110

Другие новости