На прошедшем недавно в Нью-Йорке "Саммите тысячелетия" много говорилось о миротворчестве, что неудивительно. Ведь ООН делает в данной области очень многое. Все нынешнее лето именно тема миротворчества доминировала в работе его Совета Безопасности. Были продлены мандаты семи миссий - на Кипре, в Боснии и Герцеговине, Хорватии, Западной Сахаре, Ливане, Сьерра-Леоне и Грузии. Это практически половина подобных операций ООН, в которые вовлечены примерно 20 750 человек (не считая предлагаемых ООН инспекций в Ираке). По расчетам, за год на них будет потрачено более 935 млн. долл. В целом же миротворческие задачи ООН решают около 37 тыс. человек, на это расходуется 2,3 млрд. долл.
В июле 2000 г. Совет Безопасности проголосовал за открытие новой миссии - на эфиопско-эритрейской границе. Направление туда 100 наблюдателей - прелюдия к более значительному присутствию миротворцев, чей мандат вполне может в перспективе предусматривать и применение силы для предотвращения боевых действий между враждующими сторонами.
Постановка такой задачи означает более решительный подход ООН к миротворчеству в целом. Это более всего проявилось в том же июле во время событий в Сьерра-Леоне, где ранее повстанцы из Революционного объединенного фронта захватили 500 солдат-ооновцев. И хотя практически все они были впоследствии освобождены или смогли бежать, боевики заполучили много оружия, а Объединенные Нации пережили унижение. Поэтому, после того как отряды РОФ два месяца блокировали свыше 230 индийских миротворцев и международных военных наблюдателей, а переговоры об их освобождении оказались бесплодными, хорошо вооруженные войска ООН при поддержке с воздуха внезапно атаковали повстанцев и вызволили осажденных.
Еще раз вновь обретенная решимость ООН предпринимать энергичные действия может подвергнуться испытанию на юге Ливана, где после ухода израильтян ситуация остается неопределенной; в Демократической Республике Конго (бывший Заир), куда по мандату Совета Безопасности должны были направиться 5,5 тыс. миротворцев. Вторая миссия, как подсчитано, обойдется в 141 млн. долл. Правда, президент Конго запретил размещение контингента ООН на том основании, что присутствие вооруженных людей в определенных районах его страны нежелательно. Вот почему там находятся лишь 258 военных наблюдателей, и - пока не удастся достичь договоренности с главой африканского государства - ООН не собирается посылать им подкрепления.
Однако в конечном итоге судьба этой и других миссий зависит от того, будут ли члены ООН оплачивать миротворческую деятельность. Например, не очень активно поддерживают ее США и не осуществляют необходимое финансирование. Вашингтон, похоже, не намерен полностью разделять с ООН бремя примирения сражающихся, хотя на "Саммите тысячелетия" президент Клинтон и высказался в поддержку миротворчества.
Конгресс выделил на него в текущем финансовом году 498 млн. долл. Но дополнительные усилия ООН в Африке и на Ближнем Востоке требуют более значительных расходов. В итоге США не доплатят 250 млн. долл. На будущий финансовый год соответствующие комитеты сената и палаты представителей намерены ассигновать на миротворческие цели соответственно 500 млн. и 498 млн. долл. Тогда как, по оценкам администрации Клинтона, понадобится 739 млн. В июле конгресс отказался дополнительно дать 107 млн. долл. для миссий в Косово и в Восточном Тиморе. Хотя работа над будущим бюджетом еще не завершена, все говорит за то, что задолженность США перед ООН увеличится.
Но также очевидно и то, что ООН все меньше готова терпеть подобное отношение США. Недавно Вашингтону не удалось протолкнуть своего дипломата на пост заместителя генсека ООН по миротворчеству, который возглавляет департамент с 410 сотрудниками.