Каждый новый день контртеррористической операции в Чеченской Республике, продолжающиеся боевые действия в горах Узбекистана и Киргизии все более отчетливо показывают, что Россия и бывшие советские среднеазиатские республики стали объектами целенаправленного силового давления со стороны международного экстремизма, прикрывающегося знаменем ислама.
И не только они. Почти одновременно со взрывом на Пушкинской площади в Москве членами организации "Хезб уль-Муджахеддин" предпринята массовая акция устрашения "неверных" в Индии. В Израиле задержана группа боевиков Усамы бен Ладена, готовившаяся осуществить серию терактов. Все это происходит на фоне военных успехов талибов на севере Афганистана, в непосредственной близости от южных границ СНГ.
Как считает первый секретарь афганского посольства в Москве Гайрат, движение "Талибан" не ограничится установлением контроля над всем Афганистаном, его дальнейшая цель - Бухара, являющаяся после Мекки и Медины третьей святыней мусульман. Захват Бухары будет для экстремистов знаковым событием, свидетельством того, что "ислам сможет в конце концов распространиться по всему миру".
Таким образом, речь идет о спланированной кампании "фундаменталистского интернационала" под знаменем священного джихада, о попытке превратить в зону военных действий все континенты. Идеями экспансии пронизано и недавнее обращение так называемого cовета алимов Ичкерии к "истинным" мусульманам Средней Азии, моджахедам и их эмирам. "Братья! - говорится в нем в частности. - Ваш джихад во имя торжества слова Аллаха на земле и выступление единым фронтом в Средней Азии станет величайшей победой мусульман на Кавказе и во всем мире".
В этой связи факт передачи в начале сентября российскими правоохранительными органами властям КНР двоих китайских граждан - Сайди Айшань и Амути Аймайэрцзянь, действовавших в составе бандформирований на территории Чечни, - еще раз подтверждает, что для фундаменталистов не существует национальных границ, а дуга "исламской нестабильности" распростерлась от Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая до Косова.
Очевидным становится и другое - уйгурские сепаратисты, борющиеся за отделение Синьцзяна от КНР, в последнее время играют все более заметную роль в международном радикальном исламском движении.
По сообщениям индийских газет, в рядах Исламского движения Восточного Туркестана (ИДВТ) - организации, объединяющей под своим крылом уйгурских сепаратистов, насчитывается до 600 боевиков, прошедших подготовку в лагерях исламистов в Афганистане, Таджикистане, Пакистане и Чечне. Организационно ИДВТ состоит из высокомобильных бандформирований, органов управления, разведки и контрразведки, пропаганды и материально-технического обеспечения.
Подготовка террористов финансируется рядом радикальных и фундаменталистских организаций из стран Ближнего Востока и Персидского залива. Одним из спонсоров является непосредственно Усама бен Ладен. Особую поддержку экстремистам оказывает движение "Талибан", разрешившее открыть сеть лагерей для подготовки уйгурских боевиков. Их лидер Хасан Джундуллох, по данным представителей антиталибского Северного альянса, пользуется особыми привилегиями и правами, как и Усама бен Ладен.
Пик активности сепаратистского подполья в СУАР, как и следовало ожидать, по времени совпал с началом наступательных операций отрядов "Талибан" на севере Афганистана, проникновением вооруженных исламистских бандгрупп в юго-восточные районы Узбекистана, в Таджикистан и Киргизию.
В начале года в ряде городов СУАР уйгурскими боевиками была проведена серия террористических актов против руководящих работников и сотрудников местных исполнительных и правоохранительных органов, военнослужащих ханьской национальности, в результате чего погибли несколько десятков человек. В мае этого года в уезде Янгисар прошли инспирированные сепаратистами массовые волнения местного населения с требованием предоставления независимости уйгурам и коренного изменения политики Пекина в отношении нацменьшинств в целом.
Антиправительственные выступления были подавлены силами китайских спецслужб и народной вооруженной полиции. Проведены массовые аресты их участников. В ходе оперативно-розыскных мероприятий в ряде населенных пунктов обнаружены центры подготовки боевиков, изъято значительное количество оружия, боеприпасов, учебных пособий и подрывной литературы. В общенациональный розыск объявлено более 400 лиц, подозреваемых в непосредственном участии в подготовке и проведении терактов.
По сообщениям синьцзянских газет, 20 и 23 сентября в городах Или и Урумчи были казнены 6 человек. Им предъявили обвинение в террористической деятельности и создании сепаратистских организаций. Причем в Урумчи трех террористов казнили публично.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые властями жесткие, если не сказать жестокие, меры, сепаратисты продолжают действовать. Так, только в городах Хотан и Кашгар практически еженедельно совершается несколько терактов. Террористические вылазки осуществляются и за пределами автономного района - не так давно в Пекине было взорвано несколько автобусов.
Но планы экстремистов не замыкаются на Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Свои устремления они увязывают с захватом власти исламистами в центральноазиатских государствах СНГ, понимая, что без надежного плацдарма здесь их борьба обречена на поражение. Вот почему расширяются контакты исламистов Синьцзяна с Исламским движением Узбекистана (ИДУ) и радикальным крылом Объединенной таджикской оппозиции (ОТО). При этом лидеры ИДВТ пытаются сделать ставку на многочисленную, до 600 тыс. человек, диаспору уйгуров, проживающих главным образом в Киргизии, Узбекистане и Казахстане. Большинство из них бежали от преследования китайских властей еще в советское время.
Весной этого года в Бишкеке был убит лидер объединения киргизских уйгуров "Иттипак" ("Дружба") Нигматулла Базаков. По данным следствия, за этим преступлением стоят руководители разгромленной спецслужбами Киргизии организации уйгурских националистов. Боевики потребовали, чтобы глава "Иттипака" оказал материальную помощь "борцам за создание Восточного Туркестана". Базаков ответил отказом, мотивируя его тем, что не намерен вмешиваться во внутренние дела КНР. Тем самым он подписал себе смертный приговор.
Это убийство далеко не единственное. На совести уйгурских националистов целый ряд преступлений, среди которых расстрел в мае этого года в центре Бишкека у гостиницы "Достук" членов партийно-правительственной делегации из Синьцзян-Уйгурского автономного округа Китая. Один из членов делегации погиб, двое получили ранения.
Тогда же, в мае, в городе Ош, на юге Киргизии, завершился почти двухлетний судебный процесс над пятью террористами, устроившими взрывы, в результате которых погибли пять человек. Есть на счету уйгурских боевиков и похищения с целью выкупа, запугивание несогласившихся сотрудничать с ними и многое другое из богатого арсенала международного экстремизма. Как стало известно в ходе следствия над членами организации уйгурских националистов, арестованными в Киргизии, одним из главных направлений их деятельности была вербовка добровольцев для направления в Чечню - сражаться с "неверными".
Итак, "фундаменталистско-бандитский интернационал" наступает и противопоставить ему можно только совместные усилия России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, договорившихся в этом году выступить единым фронтом против международных преступников, маскирующихся под истовых последователей ислама.
Бишкек-Москва