Двенадцатого октября, в 12 часов 15 минут по местному времени на стоящем у причала порта Аден (Йемен) эсминце "Коул" ВМС США произошел сильнейший взрыв, в результате которого в борту корабля образовалась пробоина размером 12 х 6 метров. Кроме найденных тел 7 погибших моряков, командование ВМС США относит к погибшим и 10 пропавших без вести. Тридцать пять человек ранены, из них 19 тяжело, их отправили самолетом в военный госпиталь в Рамстейне (Германия).
Большинство наблюдателей приходят к выводу, что взрыв произошел в результате террористической акции двух арабов-камикадзе, которые на моторной надувной лодке, по одним данным, оказывали помощь эсминцу в швартовке к причалу, по другим - намеренно пошли на таран американского корабля. На борту лодки могло быть до 300 кг взрывчатки. В результате взрыва через огромную пробоину затоплено одно из машинных отделений корабля и несколько соседних помещений, но эсминец остался на плаву, хотя потерял боевую способность.
Эсминец "Коул" типа "Орли Берк" (в составе ВМС США их до 40 единиц) имеет водоизмещение 8422 тонны, длину 153,8 м, ширину 20,4 м, осадку 9,9 м, максимальную скорость до 32 узлов (около 60 км/час), экипаж 303 человека. Вооружен крылатыми ракетами морского базирования (КРМБ) "Томахок" для поражения наземных целей противника на дистанции до 1300 км, зенитными ракетами "Стандарт" и противолодочными "Асрок" (в универсальные вертикальные пусковые установки в ударном варианте может загрузить до 60 КРМБ "Томахок"). Кроме того, на вооружении имеет две счетверенных установки противокорабельных ракет "Гарпун", однобашенную артиллерийскую установку калибра 127 мм, две зенитно-ракетные установки "Вулкан-Фаланкс" калибра 20 мм, шесть торпедных аппаратов для стрельбы универсальными торпедами МК-46, вертолет "Лэмпс". Этот корабль в 1999 г. участвовал в обстреле КРМБ "Томахок" объектов на территории Югославии.
Эсминец "Коул" вышел 8 августа из Норфолка (на Восточном побережье США). Он входил в состав боевого охранения ударного авианосца "Джордж Вашингтон". В порту Аден "Коул" должен был дозаправиться и далее следовать в Персидский залив для участия в операции многонациональных сил (НАТО) по контролю за соблюдением режима морской блокады Ирака. Миссия "Коула" должна была продлиться на Ближнем Востоке до 21 декабря.
Ответственность за взрыв взяла на себя радикальная исламская группировка "Армия Махоны". В качестве мер предосторожности министр обороны США приказал повысить боевую готовность на всех кораблях и частях ВМС США, находящихся в передовых операционных зонах Атлантического и Тихого океанов. Для оказания помощи в борьбе за живучесть аварийного корабля к нему в порт Аден подошли эсминец "Дональд Кук" и фрегат "Хэйвес" из состава 5-го оперативного флота ВМС США.
Для обеспечения внешней безопасности "Коула" на его борт высажены 50 морских пехотинцев. Кроме того, из США прибывают двумя группами еще 100 специалистов ФБР, Госдепартамента и Минюста Соединенных Штатов для проведения расследования и охраны эсминца.
Транспортировка аварийного эсминца "Коул" в Норфолк планируется двумя способами: двумя буксирами-спасателями типа "Кэмден" в транспортном доке "Катавба" или тяжелым самоходным транспортом-доком "Голубой Марлин". В последнем случае прибытие в Норфолк ожидается через шесть-семь недель.
Этот случай внезапного нападения на американский военный корабль в районе Ближнего Востока не единственный. 17 мая 1987 г. американский фрегат "Старк" типа "Оливер Перри" в южной части Персидского залива в 21 час 10 мин. с дистанции около 10-12 миль (18-21 км) был атакован иракским истребителем-бомбардировщиком "Мираж" двумя противокорабельными ракетами "Экзосет" (французского же производства).
И хотя с другого фрегата "Кунц" командир "Старка" был оповещен о приближающемся к нему неизвестном самолете, а затем на дистанции 27 миль обнаружил воздушную цель своими средствами наблюдения, он позволил атаковать себя с предельно малой дистанции, а попытки применить все возможные средства помех и зенитно-ракетный огонь ПВО по летящим крылатым ракетам его не защитили. Обе ракеты "Экзосет" попали в район главного командного пункта фрегата.
Несмотря на то что первая из них не взорвалась, вторая вызвала сильнейший пожар, при котором погибли 28 членов экипажа "Старка", а сам корабль едва не затонул, но был спасен подошедшими другими кораблями ВМС США, находящимися в этом районе.
Потрясение американцев было столь велико, что через год, в 1988 г., находящийся на патрулировании в этом же районе Персидского залива американский ракетный крейсер "Винсеннес" с испугу сбил зенитной ракетой "Стандарт" пассажирский самолет "Боинг-737" иранской авиакомпании, взлетевший с иранского аэродрома и летевший по международной авиатрассе, нанесенной на всех картах обстановки и планшетах ПВО. В результате погибли 263 человека, находившиеся на борту самолета.
Объяснения командира американского корабля о том, что самолет не ответил на сигнал автоматического опознавания "свой-чужой", конечно, несерьезны. Крейсер "Винсеннес" был отозван из зоны Ближнего Востока в свою военно-морскую базу на Восточном побережье США. В конечном счете командование ВМС США вынуждено было отстранить этого офицера от командования крейсером.
В связи с резким обострением обстановки на Ближнем Востоке и фактическим началом войны те, кто ранее был обижен чрезмерным и не всегда разумным применением американской военно-морской мощи в этом регионе, могут поддаться соблазну наказать своих обидчиков. Так, теперь в составе ВМС Ирана имеются три современные дизель-электрические подводные лодки класса "Кило" российского производства с 54 торпедами на них. Они могут перекрыть вход и выход из Персидского залива кому угодно и "случайно" атаковать любой корабль вплоть до авианосца.