В последнее время во всем мире наблюдается активизация различных экстремистских организаций и движений. Некоторые из них известны лишь узкому кругу специалистов, но другие уже успели зарекомендовать себя громкими террористическими актами и захватами заложников. Они, как правило, исповедуют идеологию насилия, которая нередко строится на превратном толковании религиозных норм.
Ислам, как, впрочем, почти всякая религия, создал благодатную почву для появления различных толкований своей главной священной книги. Так что Коран в данном отношении отнюдь не является исключением. Им пользуются самые различные течения мусульманства. Некоторые из них, например ваххабизм, имеют мало общего с реальным исламом. И подобных ему толков существуют десятки.
Наиболее известной радикальной организацией, на основе опыта которой были созданы многочисленные исламистские движения и партии, является всемусульманская ассоциация исламских организаций "Братья-мусульмане". Под таким наименованием она возникла как вполне сформировавшееся политическое движение в 1928 г. в Египте и первоначально представляла собой объединение египетской оппозиции мусульман-суннитов. С конца 1930-х - начала 1940-х гг. после открытия своего филиала в Сирии она превратилась в межарабскую ассоциацию. К концу 1970-х гг. она уже имела свои представительства в большинстве арабских государств, а также активно работала среди рабочих, исповедующих ислам, в западноевропейских странах, получив статус всеарабской ассоциации.
В конце 1970-х - начале 1980-х гг. ассоциация активно заявила о себе в афганских событиях, начала борьбу с "вероотступниками-шиитами" в Иране, наладила первые связи с мусульманским населением Югославии и Албании, оказывала существенную помощь "братьям" в Пакистане и Индии, в частности в Кашмире. В итоге к концу 1980-х гг. "Братья-мусульмане" преобразовались во всемусульманскую ассоциацию.
ЕДИНСТВЕННАЯ ЦЕЛЬ - ВЛАСТЬ
В своей деятельности "Братья-мусульмане" неотступно преследовали одну главную, если не единственную, цель: захватить власть насильственными методами. Идеологи этой организации практически отказались от рассмотрения, пускай с религиозных позиций, реальных проблем конкретных государств. На первый план теперь выдвигается лишь одна задача - создание истинно исламского государства, живущего по законам шариата.
Очень показательна в этом отношении декларация входящей в ассоциацию организации "Священная война" ("Аль-Джихад"). Она требует свергнуть все правящие режимы в мусульманских странах, так как их руководители - первейшие вероотступники, находящиеся в услужении у христиан.
Единственный метод установления истинно исламской власти - вооруженная борьба. Это, по существу, проповедь насилия, обоснованная ссылками на Коран, часто вырванными из общего контекста, а также на некоторые высказывания пророка Мухаммада, например, его слова: "Я пришел к вам с мечом". Только истинно исламская власть, будучи раз установлена, сможет автоматически решить все проблемы общества, убеждены эти фанатики.
В то же время в ассоциацию "Братья-мусульмане" входят и умеренные организации, приверженцы той точки зрения, что "воспитание и пропаганда исламских ценностей - единственно исламский способ преобразования общественных условий".
Если еще в 1970-1980-х гг. между радикальным (экстремистским) и умеренным течениями в идеологии "Братьев-мусульман" шла непримиримая борьба, то в 1990-е гг. они смогли договориться и начали действовать более гибко, умело сочетая методы убеждения и принуждения, для чего предусматривается даже различный уровень членства "братьев" в ассоциации: пацифисты зачисляются в аппарат проповедников, а экстремисты - в моджахеды (воины Аллаха).
Довольно долгое время "братство" не имело какого-либо ярко обозначенного идеологического учения, руководствуясь в основном положениями Корана о "священной войне". И лишь на рубеже 1980-1990-х гг. практически все организации, входящие в ассоциацию, приняли в качестве единой идеологии ваххабизм, что в немалой степени способствовало их объединению.
Ваххабизм признан официальным направлением ислама лишь в Саудовской Аравии (хотя и называется там иначе), принимается, по существу, на тех же правах в Кувейте и получил определенное распространение в мире, особенно в тех регионах, где сильно финансовое и политическое влияние Эр-Рияда, и предполагает строжайшее соблюдение принципа единобожия и отказ от поклонения святым. Кроме того, в сфере социальных отношений запрещается и осуждается роскошь, излишества. В части признания Бога трансцендентным (отрицание возможности божественной эманации, то есть возможности приближения человека к Богу, проникновения божественного духа в человека), отрицания святости и святых на земле делают ваххабизм крайне нетерпимым к инакомыслию. Фатализм и отказ человека от свободы воли, что также обусловливает фанатичный рационализм, - все это обусловило трансформацию ваххабизма из официального направления ислама, по существу, в некое социально-политическое движение, в принятие его в качестве этической системы "Братьями-мусульманами".
"СЕМЕЙСТВА"
Базовой ячейкой любой организации, входящей в ассоциацию "Братьев-мусульман", является "семейство" (отсюда все члены семейства - братья), которое создается по территориальному принципу и обычно состоит из 5-10 "братьев". Один из них избирается "старшим братом". Как правило, члены одного "семейства" в полном составе входят в миссионерскую или боевую организацию "Братьев-мусульман". Несколько семейств объединяются в "большую семью" во главе с "отцом". "Совет отцов" и составляет основу руководящего звена любой организации "братства", возглавляемой в зависимости от ориентации организации "Шейхом" или "Амиром". "Большой Совет" представителей различных организаций, признающих свое членство в ассоциации, является высшим руководящим органом "братства". Он созывается не реже двух раз в год и избирает "Верховного брата" и двух "Великих братьев" - его помощников-координаторов для управления миссионерскими и военизированными формированиями соответственно.
При "Верховном брате" также на постоянной основе существует "Консультативный совет" из представителей организаций, входящих в ассоциацию (всего до 50 человек). Для своей беспрепятственной работы он использует в качестве официального прикрытия различные мусульманские фонды и фирмы.
Подобные структурные единицы в зависимости от их специализации под различными наименованиями действуют практически в каждой стране, где "Братьям-мусульманам" удалось в той или иной форме закрепиться.
Вербовка новых членов - одно из основных направлений деятельности "Братьев-мусульман". Характерно, что она носит активный характер, то есть инициатива исходит от самой организации. Подходящие кандидатуры всесторонне изучаются, и только после этого они могут вступить в ряды "братьев". Именно в этих целях в организации установлены четыре ступени членства.
Первая ступень - "помогающие". Она доступна любому мусульманину, принимающему участие в работе одной из первичных организаций и вносящему членские взносы. На этой ступени член организации называется "брат-помощник".
Вторая ступень - "присоединившиеся". Ее удостаиваются мусульмане, соблюдающие все каноны ислама, воздерживающиеся от запретного, готовые подчиняться советам проповедников и приказам наставников и, что немаловажно, продолжающие работать над восприятием идеологии "братства". На этой ступени член организации называется "братом, принадлежащим к организации". В основном такие члены "братства" пополняют ряды боевиков военизированных отрядов. Только наиболее одаренные "братья", восприимчивые к наукам, направляются для дальнейшей подготовки в исламские учебные центры.
Третья степень посвящения - "действующие члены". Действительными членами организации могут стать мусульмане, глубоко изучившие устои ислама и идеологию "Братьев-мусульман", проводящие по месту жительства принципы "братства". Все они являются либо проповедниками, которые пополняют ряды различных исламских организаций, - официальных прикрытий ассоциации, либо наставниками в нелегальных военизированных группах (полевыми командирами младшего звена).
Четвертая ступень - "братья, борющиеся за общее дело". В их ряды зачисляются так называемые "посвященные" и "моджахеды". В "посвященные" принимаются проповедники, после чего им присваивается звание шейха. "Моджахедами" становятся наставники, отличившиеся в ходе боевых действий. Это главным образом руководители военных организаций и полевые командиры высшего звена.
Помимо них есть так называемые "сеиды" - духовные наставники и идеологи "братьев". Их послания (фетвы) - это своего рода обоснования и призывы к совершению тех или иных террористических актов.
БЛАГОТВОРИТЕЛИ, ОНИ ЖЕ - БОЕВИКИ
Подготовка боевиков - основная задача для военизированного крыла - проводится в специализированных лагерях по этапам, которые приблизительно соответствуют указанным ступеням посвящения. В конце своего обучения боевикам предстоит сдать "экзамен", для чего они совершают самые настоящие теракты на улицах городов.
Организации, принадлежащие к "Братьям-мусульманам", провели ряд громких террористических операций, среди которых следует назвать так называемую "бойню в Луксоре" в 1997 г. (тогда погибли 58 иностранных туристов и 17 получили ранения) и убийство президента Египта Анвара Садата в 1981 г.
Не обошли своим вниманием "Братья-мусульмане" и Россию. Уже не первый год повышенная активность дочерних организаций ассоциации отмечается в Чечне. Эксперты считают, что не без их помощи ситуация в Чечне приобрела катастрофический характер. Не обошлось без них и вторжение в Дагестан. Шамиль Басаев и особенно Хаттаб окружили себя людьми из некой благотворительной структуры под названием "Аль-Харамейн" (она находится в весьма близких отношениях с "братьями"). Именно по ее каналам к ним поступали миллионы долларов на бандитские нужды. Некоторая часть этих денег осела на зарубежных счетах высшего командного состава независимой Ичкерии, другая - пошла на закупку оружия. Выяснилось, что сам Хаттаб, активный член "братства", тоже не чуждался оказывать помощь "униженным и оскорбленным". И был отправлен в 1990-х гг. на Северный Кавказ. Интерпол и объявил его в международный розыск. Как и его "брата" - Шамиля Басаева.
Сепаратизм в Чечне копился веками по капле, пока не вышел на поверхность. Но только в начале 1990-х гг., когда в республике начали работать "братья", разгорелся первый вооруженный конфликт. Усиливая свое влияние на просторах бывшего СССР, они организовали здесь не одну бойню. Просто Чечня находится в России, поэтому ближе нам.