0
1890
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

20.04.2001 00:00:00

К вопросу о "войне в четвертой сфере"

Юрий Горбачев

Об авторе: Юрий Емельянович Горбачев - кандидат военных наук, доцент. Валерий Михайлович Тюрин - кандидат технических наук, старший научный сотрудник.

Тэги: буш, лэнгли, угрозы, сша


Президент США Джордж Буш, выступая 20 марта перед сотрудниками Центрального разведывательного управления в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли, перечислил главные угрозы безопасности Соединенных Штатов. На втором месте, после терроризма, в этом перечне значится информационная война. И уже за ней - распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки. Это - еще одно свидетельство актуальности большой статьи Сергея Гриняева "Война в четвертой сфере", опубликованной в "НВО" # 42 за 2000 г. Однако автор, на наш взгляд, не осветил ряд важных проблем.

Как считают американские военные специалисты, в повестку дня поставлен вопрос о переносе акцента в вооруженном противоборстве с традиционных его форм ведения (огонь, удар, маневр) в информационно-интеллектуальную и информационно-техническую сферы, то есть туда, где ведется подготовка, происходит принятие и реализация военных и политических решений. Даже будущая война может быть спровоцирована в информационной сфере, которая будет охватывать всю совокупность задач в политической, экономической, технической и военной областях.

Согласно документам Объединенного штаба Комитета начальников штабов (ОШ КНШ) ВС США, информационная война может вестись как в военное, так и в мирное время, как на государственном (дипломатические, экономические, информационные, специальные и другие силы и средства), так и на военном уровне (силами и средствами борьбы с системами боевого управления).

РАЗНОСТОРОННИЙ ХАРАКТЕР

Содержание информационной войны (Information Warfare), которую Сергей Гриняев в соответствии с отечественными взглядами именует "информационным противоборством", дается в его статье в несколько искаженном виде. Информационная война не является простым "воздействием систем друг на друга". В основных документах вооруженных сил США говорится, что информационное воздействие носит разносторонний характер и изменяется в зависимости от решаемых задач и обстановки. Оно может быть информационно-разведывательным (выявление военного, экономического, политического и культурного потенциала); заключаться в противодействии любым видам разведки противника (OPSEC); искажать, разрушать, нейтрализовывать, уничтожать или, напротив, защищать информацию (CNA, CND); заниматься компьютерным воспроизведением реальной или виртуальной неадекватной обстановки и визуализации поля боя; осуществлять информационно-психологическое (PSYOP) или летальное и нелетальное физическое воздействие на личный состав, объекты, боевую технику, оружие, линии связи и управления; концентрироваться на демонстративных действиях, обмане и введении в заблуждение (Military Deception); получить задачу на радиоэлектронное подавление; применяться для снижения заметности объектов, боевой техники и оружия; защиты личного состава, объектов, боевой техники, оружия, органов управления и различных радиоэлектронных средств от воздействия на них электромагнитной или других видов направленной энергии; увода самонаводящегося оружия от наиболее важных целей и др.

В документах также говорится, что на государственном уровне основными задачами информационной войны являются:

- вынуждение военно-политического руководства враждебных и союзных государств к принятию политических решений, обеспечивающих интересы США;

- обеспечение национальной безопасности США;

- добывание информации, необходимой для принятия военно-политических решений.

ОБЛАВА НА УПРАВЛЕНИЕ

А какими задачами информационной войны заняты вооруженные силы США?

В соответствии с уставами американских ВС, необходимо:

- вынуждать военно-политическое руководство враждебных государств принимать решения, обеспечивающие создание выгодных для ВС США условий;

- завоевать и удержать "информационное превосходство" над противником;

- достигать целей и решения задач кампаний и операций;

- добывать и своевременно обновлять информацию для принятия военных решений.

ВС США используют следующие силы и средства борьбы с системами боевого управления (БСБУ), всесторонне обеспеченные разведкой и контрразведкой: радиоэлектронную войну (EW), военную дезинформацию (MD), оперативную безопасность (OPSEC), психологические операции (PSYOP), физическое поражение, захват и вывод из строя (PD), атаки и защита компьютерных сетей (CNA,CND).

В зависимости от театра войны, оперативной обстановки и решаемых задач любая составляющая этих сил и средств может сыграть решающую роль.

ОПЕРАЦИИ

Командование ВС США на основе изучения опыта локальных конфликтов последнего десятилетия пришло к выводу, что информационные операции могут быть эффективными только при комплексном и интегрированном использовании всех сил и средств, привлекаемых для ведения информационной войны. По степени эффективности информационных операций командование ВС США выделяет три уровня объединенности сил и средств БСБУ.

Низкий уровень. Характеризуется общими оперативными задачами, но разрозненным использованием в операции сил и средств БСБУ ("Буря в пустыне"). Такие информационные операции американцы называют "особыми операциями" или "специализированными боевыми действиями".

Высокий уровень. Характеризуется не только общими оперативными задачами, но и единым планированием, взаимопроникновением и слиянием сил и средств БСБУ. Такие операции получили название "синергетических" (системное планирование и применение сил и их интеграция).

Наивысший уровень объединенности сил и средств БСБУ может быть достигнут при строгом выполнении ряда условий: общие оперативные цели и задачи, полная взаимосвязь всех сил и средств БСБУ, обеспечение единства ритмов, темпов и взаимного дополнения в использовании сил и средств БСБУ и разведки на всех этапах операции и на всю ее глубину. Эти информационные операции названы "когерентными" операциями ВС США XXI века (своеобразное слияние всех сил БСБУ по месту, времени, задачам, направлениям и темпам их ведения).

ТЕРМИНЫ

В статье Сергея Гриняева часто встречаются такие термины, как "стратегическая" и "оперативная" маскировка, утверждается, что отличительными чертами наступательных информационных операций являются "методы их (т.е. маскировок) использования", а в оборонительных информационных операциях они (опять-таки маскировки) являются "доминирующей" целью.

Так вот. "Стратегическая маскировка", "оперативная маскировка" - это из терминологии Вооруженных сил РФ. У американцев иные термины и понятия. Например - "оперативная безопасность" (Operational Security) ни в коей мере не является аналогом указанных двух терминов ВС РФ.

Во-первых, OPSEC по своей сути означает противодействие всем видам разведки (во всех сферах). Во-вторых, OPSEC осуществляется под непосредственным руководством командиров не только на стратегическом и оперативном уровнях, но и на низовом тактическом уровне. В-третьих, основные задачи оперативной безопасности:

- информационная безопасность;

- безопасность органов и систем управления, а также систем и средств автоматизации управления;

- физическая безопасность личного состава ВС (организация пропускного режима, работы с документами, охрана жизнедеятельности, боевой работы и др.);

- безопасность объектов, боевой техники и оружия;

- разработка способов противодействия разведке противника, выявление демаскирующих признаков, каналов утечки информации, контроль и оповещение ВС о критической информации, которая могла стать известна противнику.

Несколько слов о военной дезинформации в ВС США (Military Deception). Она, согласно американским уставам, по масштабу применения имеет четыре уровня - стратегический, оперативный, тактический и видовой (в интересах одного вида ВС) - и предусматривается при организации БСБУ, проведении информационных операций для оперативной безопасности, радиоэлектронной войны и психологического воздействия.

ЦЕЛЬ: ТЕХНИКА И ЛЮДИ

Необходимо сказать несколько слов и о содержании термина "электронная война" (Electronic Warfare) или, точнее, "радиоэлектронная война". Сергей Гриняев употребляет два термина: "радиоэлектронная борьба" и "радиоэлектронное противодействие".

Согласно единому уставу ОШ КНШ ВС США, радиоэлектронная война, являясь основой БСБУ, представляет собой комплекс мероприятий по использованию излучений электромагнитной и других видов направленной энергии, самонаводящегося на излучение РЭС оружия, а также средств радиоэлектронной защиты и радиоэлектронного обеспечения боевых действий. Объекты воздействия и защиты для радиоэлектронной войны (в отличие от радиоэлектронной борьбы и электромагнитного воздействия) - не только радиоэлектронные средства, но и личный состав ВС (в первую очередь органов управления), боевая техника, объекты, оружие и компьютерные сети. Появились новые средства ее ведения (летальные и нелетальные).

За последние 10 лет в ВС США определились оперативно-тактические тенденции развития радиоэлектронной войны, к которым можно отнести:

- поэтапное коренное изменение содержания, целей, задач, форм и способов ее ведения (радиоэлектронные контрмеры, радиоэлектронные контрконтрмеры, меры радиоэлектронного обеспечения, которые в ходе развития являлись составной частью мер меры борьбы с системами связи и управления; радиоэлектронная атака; радиоэлектронная защита; радиоэлектронное обеспечение боевых действий, вошедшие сегодня в состав мероприятий борьбы с системами боевого управления);

- использование для ведения радиоэлектронной войны новых видов излучений электромагнитной и направленной энергии;

- расширение количества объектов воздействия и защиты (личный состав ВС, боевая техника, объекты, оружие, компьютерные и различные информационные сети);

- полная информатизация и автоматизация процессов (не только радиоэлектронной войны, но и БСБУ в целом);

- смещение акцента воздействия и защиты в информационно-интеллектуальную область, в область подготовки, принятия и реализации военных решений, особенно в первой фазе проведения ИО;

- жесткая взаимосвязь, взаимозависимость, взаимное влияние всех элементов радиоэлектронной войны и БСБУ на основе единых оперативных целей и задач, при постоянной координации всех усилий в ходе проведения операции.

Возникли новые формы ведения радиоэлектронной войны: радиоэлектронный удар, радиоэлектронно-огневой удар, информационно-радиоэлектронная блокада и др.

НОВАТОРСТВО, УПРЕЖДЕНИЕ, ПРЕВОСХОДСТВО

Еще ряд замечаний по статье Сергея Гриняева.

Нельзя, на наш взгляд, разделять театр войны и военных действий на две составные части: "традиционное пространство" и "киберпространство". Информационная составляющая есть в любых элементах театра войны и ТВД. Не может быть объектом поражения в новых войнах "психология противника" - воздействие будет осуществляться на психику людей. Основными, первоочередными объектами воздействия окажутся не сети связи и информация, а личный состав. Информационные операции - это не "нерв информационного противоборства" и не самостоятельный вид оперативного обеспечения (кстати, в ВС США такого термина тоже нет), а форма ведения информационной войны. Информационное обеспечение - это не вид информационных операций (как показано на одном из рисунков автора), а составной элемент разведывательного обеспечения операции или боя (Electronic Warfare Support), являющийся одним из новых элементов "радиоэлектронной войны".

Мы согласны, что вопрос вопросов для военно-политического руководства США - как обеспечить "всеохватывающее господство" в XXI веке. Однако попытку ответа на него, кроме документа Joint Vision 2010, можно обнаружить и в документе Joint Vision 2020 (май 2000 г.), который, развивая концепции предыдущего, раскрывает взгляды правящих кругов Америки. И здесь прежде всего речь идет о завоевании информационного превосходства над вероятным противником, о стремлении убедить весь мир в правильности своих действий в мирное время и показать свою решительность в случае войны, чтобы обеспечить свое превосходство в любых конфликтах.

Подтверждены четыре основные оперативно-стратегические концепции ВС США, а также сосредоточено внимание на трех основных факторах, которые должны стать основой успеха в их реализации:

- обеспечение тесного и полного взаимодействия ВС США и их союзников;

- новаторство во всех сферах. Разработка и использование новых способов ведения боевых действий с целью повышения боевых возможностей "объединенных сил" (в том числе информационно-психологических и информационно-технических);

- упреждение противника в принятии и реализации политических и военных решений, достижение и удержание над ним информационного превосходства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


 Госдума планирует принять законопроекты президента по Конституции  до конца октября

Госдума планирует принять законопроекты президента по Конституции до конца октября

0
618
Бюджет ПФР на 2021 год сформирован с дефицитом 494,84 млрд руб.

Бюджет ПФР на 2021 год сформирован с дефицитом 494,84 млрд руб.

0
371
Объем строительных работ может сократиться в 47 регионах России по итогам 2020 года

Объем строительных работ может сократиться в 47 регионах России по итогам 2020 года

0
357
Что там Чиччолина! Что Эммануэль!

Что там Чиччолина! Что Эммануэль!

Евгений Лесин

Никита Рязанский

Елена Семенова

125-летие Сергея Есенина, Горгона Медуза и жульническая кровь на фестивале фантастики «Поехали!» и конкурсе «Звуколёт»

0
1279

Другие новости

Загрузка...