Подоплека
С момента вступления в должность премьер-министра, в самый разгар ваххабитской агрессии против Дагестана, одной из главных задач Владимира Путина стало разрешение кавказского кризиса. По его собственным словам, "тогда речь шла о том, чтобы остановить развал страны". Насколько велика такая опасность, свидетельствует материал в "НВО" #13 за 2001 г., в котором говорилось о деятельности "миссионеров"-исламистов на Северном Кавказе.
НЕПОГАШЕННЫЙ ОЧАГ
Уже после избрания на пост президента Путин не раз заявлял, что стабилизация положения на Северном Кавказе является "одним из приоритетов российской государственной политики". С этой же проблемой, согласно высказыванию российского президента, были в определенной мере связаны и последние кадровые перестановки в Москве. Однако, несмотря на все меры, предпринятые более чем за полтора года, на понесенные воинским контингентом жертвы, а также обезвреживание многих полевых командиров, северокавказский конфликт далек от своего разрешения. Не помогло в корне переломить ситуацию даже январское переподчинение контртеррористической операции ФСБ. Об этом, в частности, свидетельствует волна радикалистского террора, захлестнувшая Россию в последнее время.
Так, одновременно с продолжением военных действий в Чечне, 15 марта в воздушном пространстве Турции был захвачен самолет авиакомпании "Внуковские авиалинии". На следующий день так называемый представитель Республики Ичкерия в Иордании Фариза Атфаева сообщила, что командиром группы террористов является Асланбек Арсаев, в 1998 г. занимавший должность министра шариатской безопасности в правительстве Масхадова. Атфаева также отметила, что цель захвата - "привлечь внимание мировой общественности к событиям на Кавказе".
Восемь дней спустя после освобождения российского самолета саудовским спецназом, практически одновременно в трех точках на юге России прозвучали мощные взрывы. В результате 23 человека погибли и более ста получили ранения. По словам директора ФСБ Николая Патрушева, "все эти преступления между собой взаимосвязаны".
По поводу захвата самолета, а также в связи с произведенными терактами, российские официальные лица неоднократно заявляли о причастности к ним террористов арабского происхождения. Как заявил первый заместитель директора ФСБ Владимир Проничев, захват самолета был осуществлен по указанию известного террориста иорданского происхождения Хаттаба. Он же, утверждает генпрокурор Российской Федерации Владимир Устинов, является заказчиком терактов на Северном Кавказе. По мнению человека, имеющего самое непосредственное отношение к российско-израильскому сотрудничеству в области безопасности, к последним взрывам в Северо-Кавказском регионе причастен также гражданин Саудовской Аравии Абд ар-Рахман, более известный среди чеченских сепаратистов под именем Абу-Омар (фанатичный приверженец ваххабизма, бывший руководитель Высшей школы шариатских судей ЧРИ в Гудермесе). Согласно тому же источнику, этот "деятель" связан с рядом международных экстремистских организаций религиозного толка. В прошлом израильскими спецслужбами были зафиксированы его контакты с сотрудниками саудовской Службы общей разведки (СОР КСА).
НЕСМЕТНЫЕ СОКРОВИЩА СТАРИКА ХАТТАБЫЧА
Вместе с тем одна из главных причин "непобедимости" незаконных вооруженных формирований (их никак нельзя называть чеченскими) заключается не только в том, что с середины 90-х гг. в их состав влились многочисленные наемники. С самого начала минувшего десятилетия северокавказские националисты начали получать финансовую поддержку из зарубежных стран.
"Благотворительная" деятельность зарубежных спонсоров не ограничивалась лишь Северо-Кавказским регионом. Уже в первой половине 90-х гг. она охватила практически большую часть Российской Федерации.
Важным этапом в развитии данного процесса стало открытие в Москве ряда дипломатических представительств арабских государств, в первую очередь Королевства Саудовская Аравия. Мало кто знает, что восстановлению дипотношений между двумя странами предшествовал тайный визит в российскую столицу представителя "Saudi Bin-Laden Group", младшего брата знаменитого террориста # 1 - Тарика Бин-Ладена. Короткое время спустя, в сентябре 1990 г. в Москве начало функционировать диппредставительство королевства. Вскоре его отдел по делам ислама при содействии Всемирной исламской лиги (КСА) и министерства по делам ислама, образования и наставления Саудовской Аравии превратился а один из главных каналов финансирования деструктивных элементов в российской мусульманской общине. Особое внимание уделялось распространению ваххабитской идеологии и поддержке зарождавшегося ваххабитского движения, в первую очередь в Дагестане и Чечне. При этом Эр-Риад часто использовал дипломатические, религиозные и коммерческие каналы своих союзников, прежде всего Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта и Пакистана.
На практике же основная работа осуществлялась сотрудниками неправительственных благотворительных фондов и религиозных организаций. Их деятельность на территории России часто курировалась сотрудниками Службы общей разведки КСА. Данная спецслужба, возглавляемая принцем Турки эль-Фейсалом и сыном короля Фахда - Саудом, использовала на российском направлении связанные с ней "самостоятельные" международные фундаменталистские организации, а также своего ближайшего союзника по Евразийскому региону - Пакистанскую межведомственную разведку ИСИ.
РОССИЙСКИЕ ЦЕЛИ МУСУЛЬМАНСКИХ "БРАТКОВ"
В рассматриваемый период в России существенно активизировалась и мощнейшая фундаменталистская исламская организация общемирового масштаба - "Ассоциация братьев-мусульман" ("Джамиат аль-Ихван аль-Муслимун"). Кстати, российская история этих "братков" уходит своими корнями еще в советский период. Согласно данным израильских спецслужб, в начале 80-х гг. резиденты "Ихван аль-Муслимун" активно вербовали обучавшихся в столице СССР арабских студентов. Так, например, житель лагеря беженцев Джебалия (сектор Газа) Имад аль-Фалуджи во время учебы в Москве был завербован исламистами, а его личные данные были переданы руководству отеделения "Мусульманских братьев" в Аммане. Когда он вернулся обратно, то по рекомендации политического лидера палестинских исламистов Мусы Абу-Марзука возглавил ХАМАС в северной части сектора Газа, а также стал членом общего руководства этой террористической организации.
В июле 1982 г. было создано центральное всемирное руководство ("Международный отдел") "Ассоциации братьев-мусульман", состоящее из 13 представителей региональных ответвлений организации. Официально провозглашенная его цель - смена светских режимов в странах ислама и создание единого исламского халифата. В этом контексте уделяется огромное внимание сотрудничеству со всеми радикальными исламскими организациями и группировками, которым ассоциация оказывает идеологическую, материальную и военную поддержку. По данным ФСБ, в своей деятельности на территории России "Ихван аль-Муслимун" сотрудничает с такими международными исламистскими организациями, как "Аль-Джамаа аль-Исламия", палестинским "Аль-Джихад аль-Ислами", "Аль-Каэда" (Осамы Бин-Ладена) и балканскими фундаменталистами.
Во второй половине 90-х гг., когда наблюдалась резкая активизация "Ихван аль-Муслимун" на постсоветском пространстве, центр деятельности "Международного отдела" находился в Европе - в Лондоне и Женеве. Лондонский филиал до сих пор возглавляет весьма энергичный деятель - Кемаль аль-Халбауи. По совместительству он активно занимается теневым бизнесом и в то же время курирует работу местного пропагандистского центра ассоциации. До приезда в Великобританию Халбауи около десяти лет прожил в Пакистане. В 1993 г. он был причастен к созданию международной мафиозной сети, специализирующийся на транспортировке наркотиков из Афганистана.
На этом поприще Кемаль аль-Халбауи сотрудничал с пуштунскими криминальными структурами и представителями афганского наркобарона, предводителя фундаменталистской партии "Хезб-и ислами" Гульбеддина Хекматияра. Последний продолжительное время занимал лидирующие позиции в афганском наркобизнесе.
С момента своего создания "Международный отдел" "Джамиат аль-Ихван аль-Муслимун" уделял большое внимание не только арабским студентам, обучавшимся в вузах СССР, но и его многомиллионной мусульманской общине, в первую очередь среднеазиатских республик. Во многом "интерес" ассоциации к советским мусульманам инициировался сотрудничавшими с ней спецслужбами, хотя лидеры "Мусульманских братьев" уже тогда осознавали, насколько перспективной для самой организации представляется работа с единоверцами в Советском Союзе.
В 80-е гг. плацдармом ассоциации на советском направлении являлся Афганистан. В этой стране представители "Джамиат аль-Ихван аль-Муслимун" вели активную работу еще с начала 50-х, когда было установлено сотрудничество между теологическим факультетом Кабульского университета и знаменитым каирским университетом Аль-Азхар.
Первые контакты с представителями улемов Ферганской долины, находившихся в оппозиции Среднеазиатскому духовному управлению мусульман (САДУМ), отмечались еще во второй половине 70-х гг. А уже в первой половине 80-х через малоизвестные горные тропы Памира был налажен перевоз исламистской литературы на советскую территорию. В подпольных медресе Ферганской долины стали распространяться сочинения виднейших теоретиков исламского фундаментализма, а также издания афганских исламистских партий. Вдобавок к литературе неофициальные мусульманские лидеры Таджикистана, Узбекистана и Киргизии стали получать, опять же через Афганистан, финансовую помощь, а с конца 80-х - и оружие.
В этот же период через религиозные центры Ферганской долины исламисты установили контакты с мусульманами Кавказа, приезжавшими сюда подпольно изучать "чистый ислам". Особое внимание также уделялось установлению контактов с духовными деятелями вайнахского происхождения, проживавшими в Средней Азии, такими, как аварец Ахмед-кади Ахтаев и чеченец Мухаммад-Хусейн-хаджи Алсабеков (в декабре 1994 г. уже в качестве муфтия Ичкерии он призвал чеченский народ к газавату, назвав сопротивление российским войскам "справедливой и богоугодной войной"). Впоследствии некоторые из них возвратились на историческую родину и приняли активное участие в постсоветской исламизации и ваххабизации Северного Кавказа. Больше всех отличился упомянутый Ахтаев, в конце 80-х принявший участие в создании Всесоюзной исламской партии возрождения и ее дагестанского отделения, а в 90-е гг. ставший лидером ваххабитского движения Дагестана.
Таким образом, "Ихван аль-Муслимун" ее союзники и агентура имели самое непосредственное отношение к распространению исламского фундаментализма в Центрально-Азиатском регионе и дестабилизации обстановки в мусульманских регионах Российской Федерации. В начале 90-х годов ассоциация вела активную работу уже среди российских мусульман напрямую или же через различные "дочерние" организации.
НЕДОГЛЯДЕЛИ
К сожалению, всемогущий КГБ в свое время не обратил должного внимания на деятельность представителей "Мусульманских братьев" ни на азиатской периферии, ни даже в самой столице Советской империи. Более того, благодаря чеченскому (и другим) лобби в Москве длительный период Федеральная служба безопасности была лишена возможности эффективно противодействовать экспансии "Ихван апь-Муслимун". Поэтому в последние годы ассоциация добилась на территории России поистине впечатляющих успехов. Так, по данным ФСБ, осенью 2000 года структуры, связанные с "Ихван аль-Муслимун", были выявлены в 49 регионах России, а также в странах СНГ (Закавказье, Центральная Азия, в отдельных случаях - Украина).
По данным Федеральной службы безопасности, "основной целью экстремистов в России является разжигание сепаратистских настроений в мусульманских регионах" и создание государственных образований исламского типа в составе так называемого Великого исламского Халифата. Эмиссары "Братьев-мусульман" оказывают идеологическую, военную и финансовую поддержку сепаратистским элементам.
Установлено, что значительная часть получаемых из-за рубежа финансовых средств идет на вербовку сторонников, проникновение по властные структуры, детальное изучение и анализ военно-географического, социально-политического и экономического положения в СНГ для разработки планов последующей экспансии вплоть до военной.
В своей работе на территории России "Ассоциация мусульманских братьев", также как и саудовские спецслужбы, активно использует связанных с "благотворительными" или явно экстремистскими организациями кувейтцев, йеменцев, палестинцев и египтян.
ОДЕРЖИМЫЕ ХАЛИФАТОМ
Египтянин Сервах Абед Саад, о "миссионерской" деятельности которого было рассказано в "НВО" #13 за 2001 г., поддерживал постоянную связь со штаб-квартирой благотворительной организации "Икраа", расположенной в Джедде (на востоке Саудовской Аравии). Упоминавшийся в том же материале президент данной организации Мохаммад Абед аль-Ямани известен своими связями с правящей династией Саудовской Аравии и финансовыми кругами королевства, в частности, могущественным кланом нефтемагнатов Аль-Махфуз. Последний с 1981 г. участвовал в финансировании фундаменталистского "Исламского альянса Афганистана", а с 1983 г. и более широкой структуры афганской оппозиции - "Исламского альянса семи".
На протяжении вот уже многих лет важную роль в деятельности организации "Икраа" играет саудовский миллиардер, шейх Абдалла Салех Камель. Он является президентом международной финансовой группы "Dallah AI-Baraka Group" (DBG). Кстати, ее штаб-квартира, как ни странно, находится в том же месте, где и центр организации "Икраа", а именно в родном городе знаменитого Осамы Бин-Ладена - Джедде. Более того, эта мощная финансовая структура на протяжении всего последнего десятилетия проявляла интерес к Азербайджану и центральноазиатским государствам. Так, например, при ее участии Эр-Риад финансировал строительство мечетей, медресе и распространение религиозной литературы в Казахстане, а по данным ФСБ, в 1999-2000 гг. азербайджанский филиал "Foundation Regarding Chechnya" использовал структуры DBG для перевода средств чеченским бандформированиям. Кроме всего прочего, шейх Абдалла Салех Камель владеет спутниковым каналом "Икраа" и контролирует телекомпанию "RAI International" - акционера спутникового телевидения "Europlus".
Свою столь обширную коммерческую деятельность Камель весьма успешно совмещает и с подвигами духовными. Он всячески помогает "благотворительной" и "просветительской" деятельности Всемирной ассамблеи исламской молодежи ("World Assembly of Muslim Youth" - WAMY). Эта организация была основана в Эр-Риаде в 1972 г. и официально занимается распространением идеологии ислама среди молодежи, а также помощью молодым мусульманам по всему миру. На самом же деле под прикрытием WAMY в 80-90-х гг. осуществлялась вербовка добровольцев на фронта "джихада" в Афганистане, Боснии, Кашмире, на Северном Кавказе.
По информации хорошо осведомленных источников, Абдалла Салех в последние годы совместно с представителями Всемирной ассамблеи исламской молодежи финансировал деятельность чеченских сепаратистов на территории Азербайджана. В первую очередь речь идет о каналах контрабанды оружия и технического оборудования, а также переброски моджахедов на Северный Кавказ.
Кроме этого, Кемаль с сентября 1999 г. финансировал два расположенных в Азербайджане центра по подготовке исламских агитаторов для подрывной работы на Кавказе. Этими учебными заведениями руководили специалисты из Саудовской Аравии и Йемена. Среди последних имелось немало членов йеменской фундаменталистской партии "Аль-Ислах". Ее возглавляет знаменитый исламский проповедник, шейх Абдул аль-Маджид аз-Зиндани. В 1984-1990 гг. он занимался набором арабских добровольцев в Афганистан. При этом йеменский шейх тесно сотрудничал с Осамой Бин-Ладеном и другим известным лидером исламистов - палестинцем Абдаллой Аззамом, являвшимся тогда главным идеологом "афганских арабов". В то же время йеменский шейх поддерживал деловые отношения еще с одним видным исламистским деятелем - алжирцем Абдаллой Анасом (настоящее имя - Буджемаа Бунуа). Все трое сотрудничали со Службой общей разведки Саудовской Аравии, ЦРУ и Межведомственной разведкой Пакистана.
С возобновлением антироссийского джихада, сторонники Аз-Зиндани вновь отправились на войну, но теперь уже на Кавказ, где приняли участие еще в первой чеченской кампании 1994-1996 гг.
В августе 1999 г. партийные активисты занимались вербовкой добровольцев на чеченскую войну по всему Йемену. Старые связи Маджида аз-Зиндани в среде "афганских арабов" пригодились как нельзя кстати. Многие молодые боевики проходили военную спецподготовку здесь же, на тренировочных базах "Исламской армии Адена-Абьяна" (боевое крыло партии "Аль-Ислах") в горных районах на севере и в центральной части страны. Во второй половине 1999 - первой половине 2000 г. йеменские исламисты небольшими группами проезжали через Саудовскую Аравию в Закавказье и оттуда - на Северный Кавказ Наряду с участием в военных действиях против федеральных войск, выходцы из Йемена сыграли не последнюю роль в пропаганде идей исламского фундаментализма на Кавказе. Во многих случаях руководство партии "Аль-Ислах" пыталось использовать для этих целей йеменцев с юга страны, обучавшихся в СССР и владеющих русским языком.
Именно они и работали в названных выше азербайджанских центрах. Эти учебные заведения официально принадлежали уже упомянутой WAMY и организации "Всемирная исламская помощь" ("Islamic Relief Worldwide" - IRW). Последняя была основана в 1984 г., в самый разгар Афганской войны. Ее штаб-квартира расположена на Британских островах в городе Бирмингеме, а многочисленные отделения - во всех крупных странах Запада. IRW активно действует повсюду, где проживают даже небольшие общины мусульман, а также в Узбекистане, Казахстане, Таджикистане и Азербайджане.
"Всемирная исламская помощь", как и "Всемирная ассамблея исламской молодежи", финансируются через ливанский "Бейрут-Рияд банк" ("Beirut-Riad Bank"), основанный в 1958 г. группой бизнесменов из Саудовской Аравии и Ливана, в числе которых был и наследный принц, министр обороны во времена короля Сауда, эмир Мухаммад бин-Сауд бин-Абд аль-Азиз ас-Сауд. Банк занимает 14-е место в классификации ливанских банков, располагает капиталом приблизительно в 30 миллионов долларов и имеет 12 отделений, в том числе одно в Лондоне, через которое и осуществляют финансовые операции радикальные исламские организации. По имеющейся информации, именно через "Бейрут-Рияд банк" осуществлялось финансирование афганского движения "Талибан". Кстати, главой стратегического отдела "Бейрут-Рияд банка" является не кто иной, как... уже известный нам достопочтенный шейх Абдалла Салех Камель.
Как видим, силы, участвовавшие в крупнейшей провокации минувшего столетия по втягиванию Советского Союза во внутриафганский конфликт, а позднее и в распространении исламского фундаментализма в Центральной Азии, в последние годы самым активным образом подключились к осуществлению грандиозного плана, направленного против России. По мнению аналитиков ФСБ, конечная цель плана - создание в регионах проживания российских мусульман "государственных образований исламского типа в составе так называемого Великого исламского Халифата".