0
1279
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

15.06.2001 00:00:00

Самолет против бандитов

Евгений Визель

Об авторе: Евгений Павлович Визель - старший научный сотрудник ГосНИЦ ЦАГИ, кандидат технических наук. Евгений Григорьевич Кошелев - авиаконструктор, член-корреспондент РАЕН.

Тэги: конфликты, фронтовые, операции


Одним из итогов двух чеченских кампаний стало понимание существенного отличия характера фронтовых операций в широкомасштабной войне и операций в локальных конфликтах, так называемых конфликтах малой интенсивности. В частности, в ходе боевых действий на Северном Кавказе проявилось несоответствие имеющихся технических средств и вооружения условиям военных действий. Первыми это ощутили ВВС. Средства фронтовой и армейской авиации (самолеты Су-24 и Су-25, боевые вертолеты всех типов) создавались для участия во фронтовых операциях, а для конфликтов малой интенсивности они обладают избыточной боевой мощью. Стоимость операций с их участием по поддержке небольших подразделений оказалась чрезмерной. Следовательно, необходимо создание новых самолетов фронтовой авиации, отвечающих условиям борьбы с бандформированиями.

В странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии для этого используются легкие учебно-боевые самолеты, выпускаемые авиационной промышленностью ряда стран (Италия, Испания, Чехословакия, Аргентина, Китай и т.д.). Большинство из них - реактивные (исключение - бразильский "Тукано" и аргентинский "Пукара"). Как правило, их нормальный взлетный вес варьирует от 3000 кг до 5000 кг, масса боевой нагрузки - 500-2000 кг, крейсерская скорость - 660-810 км/час, перегоночная дальность - 1500-3700 км.

Вооружение этих самолетов обычно располагается на внешних подвесках, летчик защищается от пуль калибра 7,62 мм накладной броней. Однако развитие носимых средств ПВО - крупнокалиберных снайперских винтовок и пулеметов, П3РК - и их неконтролируемое распространение делают использование учебно-боевых самолетов в противопартизанских операциях неперспективным. Отсюда вытекает необходимость создания нового типа самолета фронтовой авиации для использования главным образом в локальных конфликтах.

По-видимому, это должен быть легкий многоцелевой самолет, способный поражать малоразмерные наземные цели и бороться с вертолетами и легкими самолетами. Его использование в гористой местности выдвигает требование высокой маневренности. Он должен быть оборудован бронекабиной, способной защитить летчика от пуль калибра 12,7-14,5 мм, иметь пушечно-пулеметное встроенное вооружение, высокоточное оружие на внешней подвеске, небольшую бортовую РЛС (например, типа "Москит"). Весьма важным в проекте является учет требования по снижению инфракрасной и радиолокационной заметности. Поэтому в силовой установке желательно использовать турбореактивный двигатель коммерческого типа с высокой степенью двухконтурности для снижения температуры реактивной струи.

Предварительные проработки указывают на возможность создания такого самолета в весовой размерности 4000-4500 кг. Один из основных видов действий такого самолета - боевой вылет по вызову наземных сил или разведывательных самолетов.

Наведение и целеуказание с них позволит резко сократить пребывание самолета в зоне противодействия противника и тем понизить вероятность потерь. Ударный же самолет может базироваться на расстоянии до 200 км от зоны боестолкновений. При скорости до 850 км/час подлетное время ожидается не более 15 минут, а при содержании дежурных самолетов на аэродроме в боевой готовности время реакции может быть минимально возможным.

Вторым типом самолета для использования в конфликтах малой интенсивности, в пограничной службе, МВД и МЧС является легкий разведывательный самолет. При взлетном весе до 5000 кг такой самолет может находиться в патрулируемом районе 8-10 часов, нести 500-600 кг целевой (приборной) нагрузки. Скорость патрулирования у него 170-200 км/час, перегоночная скорость 320-340 км/час. Целевое оборудование самолета может включать бортовую РЛС типа "Арбалет" и оптико-электронную систему с дневным и ночным телевизионным каналом (подобная техника создается для современных и перспективных боевых вертолетов). В конверсионном варианте такие самолеты способны вести экологический и экономический мониторинг территорий, контроль магистральных трубопроводов и т.д.

При проектировании этого самолета следует уделить большое внимание понижению демаскирующих признаков. По мнению аэроакустиков, возможно достижение уровня акустической нагрузки, при которой самолет не будет обращать на себя внимание, находясь на расстоянии 1000 метров.

Во время обсуждения проблемы создания легкого разведывательного самолета часто возникает вопрос о соотношении его с ДПЛА. Здесь надо учесть, что самолет способен выполнять большее число функций, например, служить летающим КП для руководителя операции. Следует учесть, что бандиты гнездятся среди мирного населения, пользуются гражданским транспортом. Поэтому идентификация и классификация целей часто проводится по неявным, косвенным разведывательным признакам, что требует времени и присутствия человека на борту.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1541
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1741
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1846
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4201

Другие новости