Хотя учения сил ПВО СНГ "Боевое содружество-2001" не завершены, можно подвести их первые итоги. Бросаются также в глаза существенные отличия нынешних маневров от предыдущих - 1998-2000 гг.
Во-первых, "Боевое содружество" приобрело региональную ориентацию. В Ашулуке тренировались военные четырех государств - Армении, Белоруссии, России и Таджикистана, силы ПВО двух других ограничили свои действия национальными полигонами. Как говорят руководители учений, это позволяет обучать личный состав непосредственно в том регионе, где расчеты реально выполняют задачи боевого дежурства.
Более рациональным стал сам подход к вопросу об участии в совместных мероприятиях. Они обходятся довольно дорого: к примеру, один пуск ракеты комплекса С-300ПМ стоит около 15 млн. руб. Поэтому, по словам руководителя учений - главнокомандующего ВВС РФ генерала армии Анатолия Корнукова, даже в советское время не позволялось такой роскоши зенитным ракетным частям - стрелять ежегодно. Это было, как правило, один раз в два-три года.
Во-вторых, "Боевое содружество-2001" впервые за четырехлетнюю историю этих учений официально не связаны с Объединенной системой (ОС) ПВО СНГ. Зато в названии маневров появился термин "регионы коллективной безопасности" (см. "НВО" # 32, 2001 г.). Логично перебросить мост от этого определения к Договору о коллективной безопасности. В данном контексте неудивительно, что входящие в ОС Грузия и Украина, а также проявляющий интерес к совместной ПВО Азербайджан от участия в учениях уклонились. Три этих государства вышли из ДКБ, но взаимодействуют (или хотят сотрудничать) с Объединенной системой.
Сценарий "Объединенного содружества-2001" позволяет сделать вывод о формировании трех регионов коллективной безопасности, которые при объективном рассмотрении связаны лишь малореальной легендой учений (одновременная внешняя агрессия на западных границах СНГ, на Кавказе и в Центральной Азии). Однако в действительности подобное глобальное взаимодействие противников государств - участников ДКБ почти невероятно. Другое дело, что, с точки зрения России, обострение обстановки во всех трех названных регионах сразу исключить нельзя.
При этом западный эпизод "Боевого содружества-2001" вряд ли можно обосновать реальной военной угрозой. Скорее в данном случае Россия, с одной стороны, сделала реверанс в сторону Минска, а с другой - в очередной раз выразила свое негативное отношение к политике расширения НАТО. Платой за это стал отказ от участия в маневрах Украины, для которой, как несложно предположить, совместное отражение "агрессии Запада" лежит в области политических фантазий.
Напротив, обстановка в Центральной Азии действительно обостряется, что и заставило Ташкент скоординировать свои усилия с государствами ДКБ.
Особенность боевых стрельб в 2001 г. - отказ от практики упрощенчества. Если раньше иногда ставилась задача уничтожения целей на расстоянии 12-14 км, чтобы поражение происходило прямо перед глазами зрителей, находящихся на смотровой площадке, то в этот раз все было совсем иначе. В этом году впервые можно было услышать комментарии: "В результате поставленных противником помех, произошел срыв захвата мишени. Истребители не отработали по заданной цели".
Вместо послесловия. Катастрофа, разразившаяся в США считанные дни спустя после экзерциций в Ашулуке, видимо, заставит руководство России и Минобороны серьезно пересмотреть и задачи сил и средств ПВО, и требования к их готовности, дополнить эти требования и задачи новыми пунктами, которые позволят пресечь внезапные воздушные атаки не только государств - вероятных противников, но и террористов-камикадзе, располагающих или овладевших летательными аппаратами.