VIP
ПРЕЗИДЕНТ Путин и я согласны в том, что нам нужно продвигать вперед отношения между НАТО и Россией. Три недели назад у нас состоялась длительная и продуктивная встреча, которая, как я надеюсь, окажется поворотным пунктом в наших отношениях. На меня глубокое впечатление произвели конструктивный подход президента Путина к обсуждавшимся проблемам и его откровенность. Он сказал мне, что хотел бы более тесно сотрудничать с НАТО в деле противодействия общим угрозам и вызовам, с которыми мы сталкиваемся в сегодняшнем мире. Мы это приветствуем. Президент Путин также отметил уважительное отношение России к европейским ценностям и устремлениям и ту важную роль, которую его страна может и должна играть в деле развития партнерства с Западом. Я не мог с ним не согласиться. Если Россия действительно стремится обрести свой дом в Евроатлантическом сообществе, она должна найти его, и НАТО должно сделать все возможное, чтобы помочь России в этом.
Очевидно, что в свете трагических событий 11 сентября сегодня наши силы сосредоточены на борьбе с терроризмом. Союзники приветствовали сильную и смелую позицию, занятую президентом Путиным по вопросу поддержки глобальной антитеррористической коалиции сразу же после нападения. Постоянный Совместный совет НАТО-Россия выступил с резким заявлением, в котором выразил свою солидарность в борьбе с терроризмом. С того времени эксперты НАТО и России проделали огромную работу по исследованию путей, по которым мы можем углубить наше практическое сотрудничество в этой области.
Ясно, что борьба с терроризмом еще сильнее сблизила нас и продемонстрировала то, что нас больше объединяет, чем разъединяет. Хотя террористы совершили свои чудовищные и трусливые действия на территории США, они уничтожили граждан многих стран. Помимо тысяч невинных американцев, в тот день погибли почти 800 граждан двенадцати других союзных государств и более 100 российских граждан.
Могут ли НАТО и расширенное партнерство НАТО и России сыграть значимую роль в борьбе против этих угроз? Мы можем и должны это сделать. Альянс уже продемонстрировал свою полную политическую солидарность с Соединенными Штатами. Впервые в своей истории альянс обратился к центральной статье Вашингтонского договора - к пятой статье, в которой говорится, что нападение на одного из членов альянса является нападением на всех. Союзники предоставляют материальную поддержку, о которой попросил Вашингтон, ту самую поддержку, которую сам президент Путин расценил как естественное и нормальное мероприятие, проводимое среди союзных государств. Таким образом, сам контекст обращения к пятой статье развеивает любое представление о том, что НАТО в какой-либо форме выступает против России.
Но, как это дал ясно понять президент Буш, война идет на многих фронтах, и международное сотрудничество по усилению правопорядка и для того, чтобы отрезать террористам доступ к деньгам и оружию, имеет такое же важное значение, как и победы на поле боя. Ясно, что НАТО не может в одиночку с этим справиться. Мы должны объединить усилия национальных правительств и других международных организаций, использовать механизм сотрудничества, заложенный в Учредительном акте НАТО-Россия, для того чтобы гарантировать то, что мы будем вместе бороться и что совместно мы выиграем это сражение. Союзники не скоро забудут о том, что в этой критической схватке Россия стояла на нашей стороне.
Но такой важный фактор, как совместная борьба против терроризма, является не единственным пунктом среди вопросов в повестке дня, обсуждаемой НАТО и Россией. Отношения между НАТО и Россией быстро развивались со времени принятия Учредительного акта в 1997 г., достигнув, таким образом, значительных успехов, с тех пор как президент Путин возобновил официальное сотрудничество с альянсом после моего визита в Москву в феврале 2000 г. Вооруженные силы НАТО и России добились впечатляющих успехов в военном сотрудничестве на Балканах, и сегодня они плечом к плечу служат гарантами мира, стабильности и справедливости в Боснии и в Косово. Мы сотрудничаем в различных областях, от планирования и организации гражданской обороны до ядерной безопасности, от военно-морских поисково-спасательных операций до реформы обороны.
Вероятно, наиболее важным является то, что эксперты наших стран исследуют пути противодействия угрозе, направленной на всех нас из-за распространения баллистических ракет и ядерного, биологического и химического оружия, то есть той угрозы, которая стала очевидной после недавних событий. Мы должны стать более активными по приложению усилий в ужесточении режимов нераспространения. В то же самое время мы должны осознавать тот факт, что те, кто хочет осуществлять самоубийственные нападения, не подвержены традиционной стратегии сдерживания. НАТО и Россия должны также исследовать возможную разработку систем обороны для защиты населения наших стран, включая и системы, направленные против использования баллистических ракет. По этому вопросу Россия выдвинула интересные предложения. Это трудный и сложный вызов, и мы должны приложить все усилия для того, чтобы выполнить эти задачи. Полное осознание масштабов общей террористической угрозы заставляет нас ускорить проведение уже ведущихся работ и исследовать новые направления нашего сотрудничества.
К сожалению, значительная часть этой важной работы осуществляется в обстановке относительной неясности, многие в России продолжают сохранять вчерашние, устаревшие взгляды на альянс. Это наиболее очевидно проявляется в дебатах по его расширению. НАТО дало обязательство открыть двери перед любым государством, которое готово принять на себя всю ответственность членства. Это нелегкое условие для выполнения, так как наши требования строги. Однако наряду с расширением Европейского союза перспектива членства в НАТО является мощным инструментом для поощрения политической, социальной, военной и экономической реформ во всей Центральной и Восточной Европе. Помимо прочего, эти процессы расширения стали полезными инструментами для поощрения Балтийских государств разрешать проблемы, с которыми сталкиваются русскоязычные меньшинства. Расширение НАТО не направлено против кого-либо, не является это и "расширением", так как инициатива продолжает исходить от стран, находящихся вне альянса, то есть от самих государств-кандидатов. События 11 сентября не уменьшили интереса государств-кандидатов к присоединению к альянсу. Напротив, они подчеркнули необходимость коллективных мер безопасности, таких, как участие НАТО в противостоянии сегодняшним угрозам.
У России - особая роль в мире. История, политика и географическое положение помещают страну на пересечении нескольких стратегически и жизненно важных регионов, которые еще должны достичь стабильности и процветания, которые уже появляются в Евро-Атлантическом регионе: на Кавказе, в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. Продвижение мирной, стабильной Европы на запад России может только помочь обеспечить для России безопасность на длительный период времени. Если кто-то в этом сомневается, ему только нужно исследовать позитивное развитие двусторонних отношений между Россией и тремя новейшими членами альянса, включая и их присоединение к Вашингтонскому договору.
Истинное партнерство между Россией и НАТО может стать навсегда мощной силой в мире, как это демонстрируют настоящие усилия по борьбе с терроризмом. Мы стремимся строить более зрелые отношения между НАТО и Россией, которые продвигались бы за пределы анализа "нулевой суммы", где все, что хорошо для НАТО, хорошо и для России, и наоборот.
Укрепление наших отношений не означает, что мы всегда будем соглашаться по любому вопросу. Этого не происходит внутри самого альянса, и это не произойдет в отношениях между союзниками и Россией. Например, мы продолжаем выражать глубокую озабоченность по поводу некоторых аспектов российского подхода к кризису в Чечне - не по поводу борьбы с терроризмом и сохранения территориальной целостности, которые мы понимаем и разделяем, а по поводу значительных жертв среди невинных мирных жителей (которые, помимо всего, все-таки являются гражданами Российской Федерации), продолжающегося гуманитарного кризиса и непрекращающихся сообщений о нарушениях прав человека. Я не делал никакой тайны по поводу нашей озабоченности во время моих переговоров с президентом Путиным. Способность говорить друг с другом в откровенной, непосредственной манере является отличительной чертой зрелого партнерства.
Я согласен с президентом Путиным, что у нас сейчас есть возможности, которые мы не можем себе позволить упустить. Слишком долго отношения между НАТО и Россией были обременены недоверием и устаревшими стереотипами. Хотя мы разработали широкую повестку дня для сотрудничества и эффективные консультативные механизмы, эти структуры могут работать, только если обе стороны проявят политическую волю, которая заставит их работать. Трагедия 11 сентября предоставила нам возможность сделать большой шаг вперед. Давайте не упустим ее.