Рыночная экономика подсказывает: если общество хочет иметь надежную систему безопасности, оно должно смириться с мыслью о дорогой денежной оценке тех, кто производит данную услугу, и платить эту цену.
Общество и ранее всегда стояло перед выбором "пушки или масло". В новых условиях, принимая во внимание масштабы угроз в военной сфере, выбор в пользу достойного обеспечения военнослужащих - это выбор в пользу такого уровня безопасности, который позволяет гражданам страны спокойно и эффективно трудиться, повышая уровень жизни.
Между тем практика показывает иное. Ситуация с социальным обеспечением защитников подошла к критической черте. Государство в лице его чиновников никак не может отрешиться от привычки распределять средства и ресурсы исходя из своих корпоративных соображений, естественно, обосновывая это государственной необходимостью.
Казалось бы, сделан выбор - в следующем году планируется увеличить расходы на оборону, которые должны составить дополнительно 2,3 млрд. руб., а 4,3 млрд. руб. предполагается направить на повышение денежного довольствия военнослужащих и решение социальных вопросов. Однако, если посмотреть реальное наполнение этих дополнительных средств в части социальной, то видно, что гражданам по-прежнему преподносятся все те же проверенные мифы. В частности, миф о том, что делается все необходимое для обеспечения безопасности и, прежде всего, повышается социальная защита военнослужащих через повышение им денежного содержания, конкретная величина которого в общем доходе офицера (правда, поэтапно) все же увеличится, по одним данным, на 80%, по другим - чуть ли не в два раза. Приходится в очередной раз избавлять общество от опасных заблуждений на этот счет.
Для примера приведем сравнительный анализ расчета денежного дохода в месяц капитана 2 ранга, кандидата экономических наук, доцента Военно-морского института в г. Санкт-Петербурге, существующего на сегодняшний день, и после начала предполагаемого увеличения - на следующий год (см. таблицу).
Напомним, что вместе с повышением в 2 раза окладов по должности на следующий год ожидается отмена пенсионной надбавки и денежной компенсации взамен удерживаемого налога на доходы с физических лиц. Планируется также изменить порядок определения размеров некоторых дополнительных выплат, устанавливаемых законодательством. Так, единовременное денежное вознаграждение по итогам года и премия за образцовое выполнение воинского долга будут исчисляться только из оклада по воинской должности, то есть без учета оклада по воинскому званию.
Из приведенных расчетов видно, что доход составит в следующем году без учета инфляции 6502 руб. Таким образом, реальное повышение через год - 15% без учета инфляции. (Запланированный уровень инфляции должен составить 12,9%, практика показывает, что, как правило, она гораздо выше запланированных цифр).
Данные расчеты не претендуют на астрономическую точность. Они приведены только для одной (как видно, не самой низкой) категории офицеров, с выслугой более 25 лет, сюда не включена стоимость вещевого имущества. Могут иметь место изменения в сторону увеличения в части, касающейся доплат за сложность и напряженность, стоимости пайка и за санаторно-курортное лечение (вследствие возможного увеличения минимального размера оплаты труда - МРОТ). Изменения эти скорее всего будут весьма незначительны и решительно не отразятся на величине общего дохода (могут добавить максимум 300-400 руб. в месяц). В 2004 г. будут увеличены оклады по воинскому званию, что также почти не повлияет на ситуацию. Возможны изменения, что более вероятно, также и в сторону существенного уменьшения реальных доходов при введении нормы 100% оплаты жилья военнослужащим и отмены некоторой части оставшихся льгот. Однако даже такой приблизительный подсчет достаточно наглядно показывает, что ни о каком реальном 80-процентном, и тем более двукратном, увеличении денежного содержания офицеров речь не идет.
То есть офицер-преподаватель, кандидат наук, доцент, капитан 2 ранга с выслугой более 25 лет будут со всеми льготами, вознаграждениями и надбавками иметь доход через год по-прежнему примерно такой, какой сегодня получает разнорабочий. При таком положении дел семья офицера - к примеру, из 4-х человек, из которых одному ребенку-студенту 21 год, а другому, школьнику, - 14, вдобавок не имеющим своего жилья, - ставится на грань выживания. Не лучше обстоит дело и с обеспечением молодых офицеров.
Показательны в этом плане ответы начальника Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Любови Куделиной. В одном из интервью она с гордостью заявила, что денежное довольствие командира взвода, сегодня составляющее чуть более 2 тыс. руб., через год ощутимо увеличится - будет составлять 4 тыс. руб. Поистине существенное увеличение! Особенно если учесть сегодняшний минимальный прожиточный минимум, составляющий в целом по России 1507 руб. на человека. Даже этого торжественного события командиру взвода придется ждать еще целый год, в течение которого нужно умудряться выполнять служебные обязанности, как правило, в заброшенных дальних гарнизонах, не забывая при этом кормить себя и семью, а также платить за снимаемое жилье. А может быть, заместитель министра считает, что питание в магазинах и поднаем жилья молодому офицеру сегодня достаются бесплатно? Все это будет происходить в тот период, когда сверстники этого командира взвода, работая в гражданских условиях, будут располагать доходом не менее 10 тыс. руб., не утруждая себя скитаниями по точкам и ответственностью за людей и государство. При самом большом оптимизме наших чиновников назревает такой вариант развития событий, что через год или два, когда придет время "существенно" повышать денежное содержание, этого делать будет уже некому.
Таким образом, степень повышения сильно преувеличивается, а реальность трагична - военные были, есть и останутся нищими. Объяснения, что "таковы сейчас возможности государства", не выдерживают никакой критики. Мы живем не за границей, а в нашей стране и примерно представляем себе все ее экономические возможности. Мы также представляем себе возможности наших чиновников, так как наблюдаем их из года в год в виде постоянно возникающих дел о коррупции, вывозе капитала и прямом воровстве тех средств, которые так необходимы для обеспечения безопасности государства. Возможности нашего государства позволяют при толковой организации и вдумчивых подходах найти необходимые средства для создания достойных условий жизни своим защитникам.
Настало время прекратить лицемерить и вводить в заблуждение широкую общественность постоянными разговорами о бесконечном повышении денежного содержания военнослужащим. Не нужно выдавать желаемое за действительное. Эти разговоры создают в обществе устойчивое и обманчивое мнение о достойной жизни и нормальном достатке офицерского корпуса и, соответственно, в очередной раз создают иллюзию предпосылок к надежному обеспечению безопасности государства. Снова налицо желание затушевать опасные факты и тенденции.