В конце минувшего года исполнилось 10 лет Федеральному агентству правительственной связи и информации при президенте Российской Федерации. 24 декабря 1991 г. Борис Ельцин подписал указ о создании новой силовой структуры. В тот же день главой ФАПСИ был назначен 50-летний генерал Александр Старовойтов.
Нужно сказать, что сотрудники ФАПСИ с полным правом могут вести летопись своей службы с начала ХХ в. 5 мая 1921 г. по постановлению Малого Совнаркома организуется криптографическая служба при Всероссийской чрезвычайной комиссии, известная как Специальный отдел (СПЕКО), руководителем которого по инициативе Дзержинского стал член коллегии ВЧК Глеб Бокий.
Одной из приоритетных задач заграничных резидентур советской разведки стало "привлечение к секретному сотрудничеству лиц, располагающих возможностями выполнять задания по добыванию информации об организации шифровальной работы западных спецслужб". Первый успех на этом направлении разведки был достигнут 20 июня 1929 г., когда находившийся с торговой делегацией в Париже шифровальщик управления связи британского Министерства иностранных дел Эрнест Холлоуэй Олдхем пришел в советское посольство и предложил за 2 тыс. долл. английский дипломатический шифр.
В 1920-1930-е гг. большой урон советской радиоразведке нанесли перебежчики из числа сотрудников Иностранного отдела (ИНО) ОГПУ и советских дипломатов. Так, в октябре 1937 г. отказался вернуться в Советский Союз директор Лондонского отдела Интуриста Арон Шейнман, бывший нарком внешней и внутренней торговли СССР, председатель правления Госбанка СССР и замнаркома финансов СССР. Шейнман хорошо знал все прикрытия советских разведчиков в системе Внешторга и имел прямой доступ к шифропереписке.
Следует признать, что советские криптоаналитики так и не смогли в первые годы Великой Отечественной вскрыть высокосложные шифры Германии, в отличие от англичан, сумевших разобраться с принципами работы электрической шифровальной машины "Энигма", применявшейся вооруженными силами и правительственными ведомствами гитлеровцев во время Второй мировой войны, и регулярно читавших немецкую шифропереписку.
Правда, англичане не знали, что в правительственную дешифровальную школу Блечли-Парк внедрен агент НКВД Джон Кернкросс. Вдобавок советская разведка через своего агента Тони (Блант) имела возможность знакомиться с материалами британской дешифровальной службы.
Уже после войны в октябре 1948 г. советская шифровальная служба получила чувствительный удар. Американские криптоаналитики смогли прочесть радиограммы НКГБ, перехваченные в течение 1944-1945 гг., из сверхсекретного досье американской контрразведки "Венона", в котором были собраны более 2000 документов советского посольства и резидентур советской разведки в США.
В этот период научный и конструкторский потенциал советской службы криптографии и радиоразведки весьма активно подпитывался за счет информации, добытой агентурным путем. В феврале 1953 г., например, в Восточном Берлине резидентурой МГБ СССР был завербован писарь-регистратор секретной части разведывательного отдела Берлинского командования армии США сержант Роберт Ли Джонсон, который позднее, в свою очередь, привлек к сотрудничеству своего друга, курьера вооруженных сил в аэропорту Орли сержанта Джеймса Минткенбау. Последний длительное время передавал резидентуре советской разведки во Франции высокосекретные документы НАТО и командования вооруженных сил США в Европе.
Министерство обороны США в августе 1960 г. вынуждено было официально признать, что два сотрудника американской радиоэлектронной разведки АНБ дешифровальщики Вернон Фергюсон Митчелл и Уильям Гамильтон Мартин по неизвестной причине не вернулись на работу из отпуска. Позднее выяснилось, что они пошли инициативно на контакт с КГБ в 1959 г. во время отдыха в Мексике. Оба сотрудника АНБ вскоре через Кубу перебрались в СССР.
В свою очередь, в январе 1961 г. ушел на Запад завербованный ЦРУ подполковник польской разведки Михаил Голениевский (оперативная кличка в ЦРУ Снайпер). Он передал американцам 300 страниц микрофильмированных документов и выдал английской контрразведке завербованного КГБ в начале 1950-х гг. шифровальщика британского военно-морского атташе в Варшаве Гарри Фредерика Хоутона (агент Шах), которого арестовали в Лондоне вместе с любовницей Этель Элизабет Джи, работавшей вместе с ним старшим клерком в бюро учета и размножения секретных документов НИИ подводных исследований в Портленде. Произошло это во время передачи агентом в районе знаменитого лондонского Шекспировского театра "Олд Вик" секретных материалов нелегалу советской разведки Гордону Лонсдейлу (Конон Молодый). Вскоре были арестованы и связники Лонсдейла - Питер и Леонтина Крогеры, обеспечивавших шифрованную связь нелегала с Центром.
Понесенные потери восполнил сотрудник криптографического подразделения разведки США в Париже Джозеф Хелмич, передавший в августе 1962 г. агентам советской разведки за вознаграждение в 131 тыс. долл. секретную информацию об американских шифрах. Она позволила КГБ перехватывать связь американских войск в период войны во Вьетнаме. Хелмич был разоблачен только в 1980 г., когда ФБР зафиксировало его встречу с советским разведчиком.
В январе 1968 г. сотрудник британского специального дешифровального подразделения из Лондонской группы обработки Центра правительственной связи капрал Джеффри Артур Прайм, занимавшийся переводом перехваченной с советских каналов связи информации, возвращаясь после рождественских праздников на базу радиошпионажа английских ВВС в Западном Берлине и проезжая через контрольно-пропускной пункт, передал контролеру записку с предложением встречи с представителем разведки СССР. Затем в 1968-1977 гг., вплоть до своего провала, Прайм сообщал КГБ сведения о деятельности ШКПС, ее личном составе и базах прослушивания как внутри страны, так и за рубежом, о том, какие из советских кодов и каким образом раскрыты британскими криптографами, а также материалы по двум разведывательным спутникам США - "Биг берд" и "Райолайт".
Одного из крупнейших успехов советская разведка добилась 15 декабря 1967 г. В тот день советское посольство в Вашингтоне посетил дежурный офицер связи в оперативном штабе командующего подводным флотом США в Атлантическом регионе шифровальщик Джордан Энтони Уокер, который передал за деньги чемодан с шифрами американских ВМС и сверхсекретными материалами, касающимися деятельности Разведуправления Министерства обороны (РУМО). История сотрудничества с ним завершилась 17 ноября 1984 г., когда Барбара Уокер сообщила сотруднику ФБР о шпионской деятельности своего мужа.
Достигнутые советской разведкой успехи на поприще агентурного проникновения к секретам шифрованной связи западных спецслужб были перечеркнуты в октябре 1979 г., когда в период командировки в Польшу 33-летний сотрудник отдела защиты шифровальной связи 8-го Главного управления КГБ СССР майор Виктор Шеймов инициативно установил контакт с американской разведкой. В Москве Шеймов имел несколько встреч с сотрудниками резидентуры ЦРУ, которым передавал информацию о своей работе. Опасаясь разоблачения, Шеймов с женой Ольгой и малолетней дочерью Еленой по нелегальному каналу западных спецслужб сумел выехать из СССР в США.
Между тем противоборство крипторазведчиков продолжалось и, как всегда, с переменным успехом.
ФАПСИ было создано на базе Комитета правительственной связи при президенте РСФСР, Государственного информационно-вычислительного центра при Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям (Госцентр СССР) и Московского НИИ электротехники Научно-производственного объединения "Автоматика". Кроме того, в состав агентства вошли специалисты ведущих технических подразделений бывшего КГБ СССР.
В декабре 1998 г. в результате смены политических приоритетов в верхних эшелонах власти генеральный директор ФАПСИ Старовойтов вынужден был уступить место генерал-полковнику Владиславу Шерстюку. Последний, однако, долго на посту не задержался: его сменил бывший заместитель гендиректора агентства Владимир Матюхин.
Сегодня техническая по большей части спецслужба (основные задачи ФАПСИ - создание шифров и радиоразведка) разделена на пять главных управлений: Главное административное управление (ГАУ, бывший штаб ФАПСИ); Главное управление правительственной связи (ГУПС, создано на базе Управления правительственной связи КГБ СССР для обеспечения безопасности 100 абонентов президентской связи; 1000 абонентов АТС-1, предназначенной для крупных правительственных чиновников; 7000 абонентов АТС-2 обычной правительственной связи, а также 5000 абонентов правительственной междугородной связи, предназначенной для общения с регионами); Главное управление безопасности связи (ГУБС, создано на базе 8-го Главного управления КГБ СССР, контролировавшего все шифровальные службы, включая службу МИД, правительства и президента СССР); Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи (ГУРРСС, создано на базе 16-го Управления КГБ СССР, которое занималось радиоперехватом и электронной разведкой, имея в своем распоряжении спутники-шпионы и центры радиоперехвата типа Лурдес на Кубе и Камрань во Вьетнаме); Главное управление информационных ресурсов (ГУИР, оно через Ситуационный центр поставляет президенту России около 80% информации и отвечает за информационное и информационно-технологическое обеспечение всех заинтересованных органов государственной власти от Совбеза до ФСБ, включая и региональный уровень. Именно ГУИР лучше всех в стране работает с открытыми источниками. Ведь в Законе "О федеральных органах правительственной связи и информации" указано, что в задачи ФАПСИ входит "обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации... и достоверной и независимой от других источников специальной информацией┘").
Кроме перечисленных структурных подразделений в составе ФАПСИ есть Криптографическая служба, занимающаяся внешней радиоэлектронной разведкой и шифрованием. Следует особо отметить, что она собирает и осуществляет первичную обработку развединформации, направляя ее в Ситуационный центр, другие спецслужбы и правоохранительные органы. Наиболее важная информация докладывается лично президенту России. Существует в составе ФАПСИ и Служба собственной безопасности, которая обеспечивает охрану сотрудников и помещений агентства.
Известно, что сегодня штат ФАПСИ насчитывает несколько десятков тысяч человек, среди которых около 70 генералов.
Агентство на сегодняшний день располагает одним из самых мощных информационных потенциалов в России. В активе ГУИР, например, - огромный массив баз данных (БД): согласно законодательству РФ различные ведомства бесплатно предоставляют в распоряжение ФАПСИ в виде "контрольного экземпляра" свою информпродукцию.