0
1344
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

19.04.2002 00:00:00

Штурмовик, вошедший в историю

Григорий Сивков

Об авторе: Григорий Флегонтович Сивков - кандидат технических наук, доцент, дважды Герой Советского Союза, во время Великой Отечественной войны - летчик-штурмовик, совершил 203 боевых вылета на Ил-2 и 44 - на Су-2.

Тэги: штурмовая авиация, ил2


Автор статьи "Ил-2: не легенда, а правда" Владимир Спасибо хорошо знает достоинства немецкой авиации, в частности, Stukas-Ю-87 (мы их называли лаптежниками за неубирающееся шасси), но мало знаком с тактикой штурмовой авиации, вооруженной самолетами Ил-2.

Подзаголовок статьи - "В 1941-1944 годах у советских ВВС не было по-настоящему эффективного самолета авиационной поддержки войск" - сам автор опровергает словами:

1. "Настоящим "истребителем танков" Ил-2 стал с середины 1943 г., после включения в боекомплект кумулятивных малокалиберных бомб ПТАБ". Значит, два года войны из четырех Ил-2 все-таки был "истребителем танков"! Вот это правда.

2. "Ил-2 несли очень большие потери, особенно от огня германских МЗА" (имеются в виду пушки "Эрликон"). Да, это верно, но только для начального периода боевого применения Ил-2, пока мы не научились подавлять огонь МЗА противника, т.е. первые месяц-два. Для остального времени боевого применения заявление автора статьи просто неверно, а что касается зениток среднего калибра, то они для нас были практически неэффективны всегда, так как элементарный противозенитный маневр - заход на цель с разворотом и со снижением - сводил их эффективность к нулю. А с первого залпа можно сбить самолет только в том случае, когда он строго выдерживает прямую, как мишень. Автор статьи, видимо, считает летчиков Ил-2 абсолютными идиотами, которые над целью всегда летали прямолинейно и равномерно и ждали, когда их собьют с первого залпа.

3. "Весьма опасными были и истребители люфтваффе, безнаказанно расстреливавшие штурмовики с ближних дистанций, атакуя с незащищенной задней полусферы". Даже в начальный период боевого применения одноместных Ил-2, используя их высокие маневренные свойства, мы быстро научились защищаться от хваленых Ме-109 с помощью круговой обороны шести Ил-2 (оборонительный круг).

К сведению Владимира Спасибо, вираж минимального радиуса Ме-109 выполнял за 23 секунды, и Ил-2, между прочим, - тоже за 23 секунды, но значительно меньшего радиуса, что мы и использовали успешно, особенно на предельно малых высотах.

4. Автор статьи почему-то считает Су-2 удачным типом легкого бомбардировщика и штурмовика, практически не бронированного и вооруженного 600 кг бомб и пулеметами ШКАС. Этот самолет был снят с производства, так как не шел ни в какие сравнения с самолетом Ил-2 ни по вооружению, ни по бронированию.

Что касается поддержки войск, то ни одна сколько-нибудь существенная операция не обходилась без тесного взаимодействия со штурмовой авиацией. Для примера можно привести успешную оборонительную операцию еще под Владикавказом в ноябре 1942 г., когда массированными ударами мы "разделали под орех" скопления немецких танков, которым так и не удалось прорваться в Закавказье, в чем мы оказали весьма существенную помощь пехоте.

Классическим примером взаимодействия штурмовиков с наземными войсками можно считать прорыв так называемой "голубой линии" на Кубани в июле 1943 г., когда перед атакой наземных войск массированными ударами дивизионных колонн пятерок Ил-2 по переднему краю артиллерии противника мы делали по четыре захода, заставляя с первого замолчать всю многочисленную ЗА всех калибров, и три другие захода мы были полными хозяевами поля боя, чем значительно способствовали прорыву сильно укрепленной линии обороны противника.

А в боях под Керчью особенно тесно мы взаимодействовали с морской пехотой, например, во время взятия господствующей высоты 175,0 в ноябре 1943 г. Это делалось последовательными ударами пар Ил-2 с задачей подавления огневых точек противника. При появлении над полем боя каждой пары огневые точки под действием огня самолетов Ил-2 замолкали и морская пехота, поднимаясь во весь рост, беспрепятственно быстро продвигалась вперед. Это была весьма наглядная картина тесного взаимодействия морской пехоты и самолетов Ил-2.

Прав автор статьи в том, что боевых потерь в штурмовой авиации было больше, чем в любом другом роде боевой авиации. Однако такое тесное взаимодействие с наступающей пехотой, как поддержка Ил-2, не выполнял ни один боевой самолет мира, кроме этого. Как, очевидно, не знал Владимир Спасибо, что по самолетам Ил-2 на предельно малых высотах вели огонь не только все виды зенитного оружия, но и все виды вооружения танков и пехоты. Попробовал бы автор статьи уцелеть в таком аду, а не только расхваливать неудачные фашистские истребители Фокке-Вульф-190 (называя их почему-то штурмовиками), которых успешно били наши Ла-5. На 3-м Украинском фронте широко был известен случай, когда комэск Коля Скоморохов в качестве "охотников" парой со своим ведомым за один боевой вылет на Ла-5 сбили пять штук Фокке-Вульф-190.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
202
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
194
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1815
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1360

Другие новости