0
1104
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

24.05.2002 00:00:00

Экстремисты набирают силы

Тэги: экстремизм, Хизб утТахрир


Подоплека

НАЧАЛО антитеррористической операции в Афганистане странным образом совпало со всплеском религиозного экстремизма в Центрально-Азиатском регионе. Крайне неблагополучна в этом отношении, например, Ферганская долина, расположенная на территории Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Она, в частности, отличается крайней неоднородностью населения. Прочерченные же после Гражданской войны в России произвольные границы никак не учитывали веками складывавшиеся особенности расселения различных народов, что уже после распада Советского Союза послужило поводом для многочисленных кровавых событий.

Однако в основном Ферганскую долину населяют узбеки. По меньшей мере около миллиона их проживает в северной части Таджикистана и в Киргизии. Между тем именно среди узбеков отмечен в последнее время резкий рост сепаратистских настроений, которые особенно усилились после 1995 г., когда власти Узбекистана силовыми методами пресекли на корню деятельность различных экстремистских организаций в этой стране, и особенно выделяющуюся своей непримиримостью организацию Исламское движение Узбекистана.

В настоящий момент первую скрипку в радикальном движении в Средней Азии играет партия "Хизб ут-Тахрир", ставящая своей конечной целью создание на территории бывших советских среднеазиатских республик исламского халифата - государства под властью религиозных деятелей. Распространение идей, проповедуемых "Хизб ут-Тахрир", нашло благодатную почву среди наиболее неимущей части населения Ошской и Джалал-Абадской области Киргизии. Оно преимущественно состоит из узбеков, и поэтому многие (если не большинство) из них видят в партии защитницу своих интересов как национального меньшинства. Кроме того, обнищание и отсутствие каких-либо жизненных перспектив делает экстремистские идеи исламистов крайне популярными.

"Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" (Исламская партия освобождения) - таково полное название этой суннитской религиозной партии, созданной в 1953 г. в Иерусалиме судьей апелляционного суда Такиуддином ан-Набхади. После его смерти в декабре 1977 г. амиром (лидером) "Хизб ут-Тахрир" стал палестинец Абдул Кадим Заллум, проживающий в Иордании.

В документах партии правительства мусульманских стран характеризуются как неисламские, а причиной всех сегодняшних проблем мусульманской уммы (общества) объявляется "отсутствие ислама в ее повседневной жизни", в том числе "отсутствие исламской системы правления". В связи с этим "Хизб ут-Тахрир" не исключает установления халифата в отдельном государстве, а затем постепенного его расширения. Для реализации последующих целей внешнюю политику государства должен определять джихад, чтобы вести дальнейшую борьбу за укрепление ислама и возвращение мусульманам отнятых у них законных прав. После установления "истинно исламской", то есть халифатской, формы правления на всем земном шаре исчезнут, по мнению "Хизб ут-Тахрир", такие понятия, как титульная нация и национальное меньшинство.

Однако на самом деле деятельность "Хизб ут-Тахрир" является источником угрозы безопасности для всех мусульман, поскольку, претендуя на высшую государственную власть, она раскалывает верующих на две противоборствующие стороны. Так, духовный лидер Кыргызстана Кирсамбай-ажы Абдурахманов считает, что "Партия освобождения" не имеет причин для пропаганды своих идей в Средней Азии, так как здесь живет исключительно мусульманское население и всем мусульманам предоставлена свобода вероисповедания. Призывы к джихаду за освобождение этой земли от "неверных" неуместны. Тем более что, по словам муфтия, "убивать людей во имя возрождения ислама и построения халифата - преступление".

Несмотря на противодействие силовых структур и осуждение общественностью действий "Хизб ут-Тахрир", она широко пропагандирует свои идеи, применяя все доступные способы, в первую очередь распространение листовок, чье массовое тиражирование налажено в Узбекистане, Таджикистане, а в последнее время и в Киргизии. Кроме печатной пропаганды, повсеместно используется работа по распространению идей этой партии через имамов мечетей. Так, за годы независимости только в Ошской области Киргизии появилось 700 новых мечетей, из которых 200 - нелегальных. В частности, по данным правоохранительных органов Киргизии, в настоящее время на юге страны насчитывается более двух тысяч членов "Хизб ут-Тахрир", хотя количество ее членов и сторонников определить трудно. Ряды этой экстремистской организации, по данным радиостанции "Дойче Велле", постоянно пополняются - в основном необразованными безработными молодыми людьми, проживающими в сельской местности.

Очевидно, что столь активная деятельность "Хизб ут-Тахрир" имеет под собой мощную финансовую подпитку, в ином случае столь масштабные мероприятия были бы просто невозможны. Вероятно, силовое воздействие на талибов в Афганистане побудило их руководителей переориентировать вектор своей активности на Среднюю Азию. Однако, учитывая то, что за созданием движения "Талибан" стояло в свое время ЦРУ с его поистине безграничными финансовыми возможностями, можно провести некоторые параллели нынешних событий с ситуацией десятилетней давности в Афганистане.

Ответ на главный вопрос - кому это выгодно? - напрашивается сам собой. Пусть в Средней Азии будут иметь место выступления религиозных фанатиков, даже под антиамериканскими лозунгами, пусть общество среднеазиатских стран окажется расколотым, зато у США есть весомый предлог остаться в этом стратегически важном регионе. Америка, фактически купив себе право находиться на этой территории неограниченное время, даже уже не в перспективе, а в настоящее время может держать под неусыпным контролем южные границы России, транспортировку энергоносителей из Средней Азии в КНР и даже влиять на националистические настроения в китайском Синьцзяне. И это только некоторые последствия американских действий в регионе. Так что события 11 сентября прошлого года и последовавшая за ними антитеррористическая операция в данном аспекте представляется не чем иным, как поводом для укрепления глобального доминирования Вашингтона.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закрытые аэропорты стимулируют путешествия на личном транспорте

Закрытые аэропорты стимулируют путешествия на личном транспорте

Ольга Соловьева

Планы развития автомобильного туризма в России будут готовить до следующего года

0
978
Условных приговоров становится намного больше

Условных приговоров становится намного больше

Екатерина Трифонова

Верховный суд признал участие в СВО основанием для отмены этой формы наказания

0
1037
Отечественным производителям не хватило отечественного

Отечественным производителям не хватило отечественного

Анастасия Башкатова

Пока Центробанк рассуждал о перегреве экономики, Минпромторг увидел большой потенциал для импортозамещения

0
1673
Турчак оседлал кадровую синусоиду

Турчак оседлал кадровую синусоиду

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Продолжающиеся рокировки внутри власти напомнили об эффекте домино

0
1809

Другие новости