14 октября в Государственной Думе по инициативе Комитета по обороне ГД прошли парламентские слушания по проблеме противодействия незаконному обороту наркотиков и наркотических средств в силовых структурах России. Серьезность проблемы, по оценке заместителя председателя комитета генерал-полковника Эдуарда Воробьева, "связана с тем, что распространение наркомании сегодня представляет угрозу не только здоровью населения и экономике страны, но и безопасности и обороноспособности государства".
Эпидемия нарастает
В последнее десятилетие наркотическая ситуация в России в целом резко ухудшилась, рост числа потребителей наркотиков в стране можно сравнить с масштабной эпидемией. Среди молодежи призывного возраста в период с 1995 года по 2000 год стало втрое больше лиц, освобожденных от военной службы в связи с заболеванием наркоманией, - с 4,7 до 20,9 тыс. человек - фактически каждый десятый призывник.
В 1998-2000 годы на стационарном обследовании и лечении находились в общей сложности 2100 военнослужащих, из которых около 2% были офицеры. Однако это лишь малая толика тех, кто употребляет наркотики. А сколько наркоманов в погонах заступают в караул с оружием в руках или несут боевую вахту на кораблях, пожалуй, не знает никто.
Наркопреступность
Ситуацию усугубляет и рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков или совершенных в состоянии наркотического опьянения. Если в 1996 году в силовых структурах было зарегистрировано 114 таких правонарушений, то через три года - в 1999 году - уже 254. При этом около 70% из них совершается военнослужащими по призыву. В 1998-1999 годах участниками преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, стали более 1000 военнослужащих, в том числе 33 офицера и 78 прапорщиков (мичманов).
По данным Главной военной прокуратуры, предпринятые в 1999-2001 гг. руководством силовых структур и правоохранительными органами меры позволили стабилизировать наркоситуацию в войсках и добиться определенных положительных результатов. Если в 2000 году в общей сложности было зафиксировано около 377 наркопреступлений, то в 2001 году - 326. Вместе с тем есть и тревожные тенденции: количество уголовно наказуемых деяний, совершаемых военнослужащими в состоянии наркотического опьянения, неуклонно растет.
Как утверждают в ФСБ России, помимо того, что практически все категории военнослужащих являются потребителями наркотиков, криминальные структуры все чаще "берут под крыло" военных и членов их семей, используя в качестве курьеров. Крупные партии наркотиков нередко перебрасываются с помощью транспортных средств силовых структур.
Зелье в розницу и оптом
Как же попадают наркотики и психотропные средства в силовые структуры?
Чаще всего зелье приобретается у гражданских лиц, и происходит это не только вблизи воинских частей, но и в период увольнения личного состава, в самовольных отлучках и т.д. Не менее распространено хищение наркосодержащих медицинских препаратов из медпунктов и войсковых складов, причем сбытом подобных препаратов начинают заниматься офицеры и прапорщики. Еще одним способом "добычи" наркотиков является изготовление из дикорастущих плантаций конопли и мака. Многочисленные случаи отмечены в частях, дислоцированных в Сибири и Дальневосточном регионе.
Часть наркотиков попадает в воинские части через письма, посылки и бандероли. Зафиксированы случаи, когда военнослужащих младшего призыва, имеющих свободный выход за пределы территории части, "дембеля" используют в качестве наркокурьеров. Все чаще в сводках МВД мелькает информация об участии в наркоторговле курсантов вузов Минобороны России.
Что делать?
Практически все выступающие в Госдуме отмечали недооценку сложности ситуации в масштабах российского общества. Среди законодательных мер, призванных остановить вал наркомании, захлестнувший в последние годы российские силовые структуры, было выделено несколько. Во-первых, необходимы изменения и дополнения в Уголовном кодексе РФ, в частности, надо отнести преступления, связанные с незаконным оборотом и сбытом наркотиков, к категории особо тяжких и ужесточить наказания за них. Во-вторых, не обойтись без введения норм, отягчающих ответственность при совершении преступления в состоянии наркотического опьянения. В-третьих, нужны корректировки федеральных законов, которые позволяли бы призывным комиссиям получать информацию из наркологических и психиатрических учреждений, касающуюся призывников. В-четвертых, нужно упростить системы тестирования призывников и военнослужащих.