Геополитическая ситуация вокруг России в ближайшей перспективе будет характеризоваться динамичностью, нестабильностью, напряженностью на всех стратегических направлениях, где существуют предпосылки возникновения новых кризисных ситуаций и эскалации уже существующих вооруженных конфликтов. Вкратце остановлюсь на реальных угрозах России с морских и океанских направлений в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Возможна реальная потеря контроля над морскими территориями государства площадью около 10 млн. кв. км, на которые претендуют другие государства как по отдельности, так и в составе различных коалиций и организаций. Примеров здесь можно привести достаточно много, это может стать реальностью практически во всех прилегающих к России морях: Баренцевом, Балтийском, Черном, Каспийском, Японском, Охотском и Беринговом. Помимо этого существуют проблемы с международно-правовым оформлением морских государственных границ, территориальных вод, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
Уже сегодня невозможно обеспечить в полном объеме безопасную морскую экономическую деятельность России, к которой относятся рыболовство, судоходство, нефте- и газодобыча и пр. По сухопутной границе Россия соприкасается только с 18 государствами, а по морю она связана со 127 странами, причем морские коммуникации зачастую проходят через опасные для судоходства районы. Так, в Баренцевом и Норвежском морях за последние 2-3 года число наших рыболовных судов, задержанных кораблями береговой охраны Норвегии, возросло почти в 5 раз. Всем также памятны задержания наших танкеров в Персидском заливе. Все это является прямым следствием отсутствия сил нашего флота в стратегически важных районах Мирового океана.
В последние годы четко просматривается стремление к расширению зон и сфер своего влияния не только Соединенными Штатами, но и такими странами, как Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Италия, Турция, Япония, Бельгия, Республика Корея, Китай. Активно осваиваются морские зоны, прилегающие к территории Рф и ранее недоступные для ВМС иностранных государств, в том числе российский сектор Арктики, Балтийское и Черное моря.
Анализируя развитие вооруженных сил иностранных государств, мы наблюдаем значительное усиление их морских составляющих. Наши ближайшие соседи - Китай, Турция и Япония - уже имеют соизмеримые с нами по боевому и численному составу флоты. Необходимо отметить, что все без исключения ведущие страны Запада и Востока имеют долгосрочные научно обоснованные программы модернизации своих военно-морских сил. Эти программы поддерживаются соответствующими бюджетными ассигнованиями. В индустриально развитых странах доля ВМС от бюджета Министерства обороны составляет от 20 до 30%. Характерно, что до 2010 г. боевой состав ведущих морских держав в количественном отношении существенно не изменится, но боевые возможности флотов Запада и Востока увеличатся в полтора-два раза.
Влияние на национальные интересы России угроз с морских направлений в ближайшее время будет только возрастать. Так, по мнению целого ряда отечественных и западных специалистов, Мировой океан в XXI в. станет важнейшим источником экономического развития. Морская экономическая деятельность вполне может привести к столкновениям поистине глобального масштаба. Поэтому, видимо, не случайно XXI век объявлен веком Мирового океана.
ВМС ведущих стран мира на рубеже XX и XXI вв. играли решающую роль в случае вооруженных конфликтов. Достаточно вспомнить Фолклендские острова, Персидский залив, Балканский конфликт, Афганистан. Эта роль в будущем будет только возрастать. Учитывая, что ВМС являются одним из основных инструментов внешней политики и оказания силового давления на недружественные страны по всему миру, уже сейчас группировки военно-морских сил, находящиеся на удалении до 600 миль от береговой черты, способны вести боевые действия на 200 и более миль в глубину суши.
Эффективность боевого применения отдельных родов сил ВМС США за последние 10 лет возросла в несколько раз. В настоящее время в морских районах и зонах, прилегающих к территории России, на постоянной основе развернуты силы ВВС США, стран НАТО и их союзников, находящиеся в высокой степени боевой готовности. Боевой состав этих группировок можно охарактеризовать следующими показателями: до 12 ракетных подводных лодок стратегического назначения, (260 стратегических ракет морского базирования и 2200 ядерных боевых головок), 3-4 авианосных ударных групп (АУГ) (до 300 ударных палубных самолетов), 26 носителей крылатых ракет "Томагавк", способных нести более 600 ядерных зарядов.
Сегодня ежесуточно боевое дежурство и боевую службу по защите территории национальной безопасности и демонстрации государственных флагов в Мировом океане осуществляют более 130 надводных кораблей и подводных лодок под флагами 16-20 государств. При возникновении угрозы региональной и крупномасштабной войны в достаточно короткий срок группировки ВМС США и их союзников могут быть значительно усилены. В частности, только количество носителей крылатых ракет морского базирования типа "Томагавк" может достичь 30-40 единиц с общим боезапасом в море до тысячи КРМБ.
В случае крупномасштабной войны ВМС США и стран союзников способны нарастить свои силы и увеличить боевой потенциал по стратегическим ядерным силам морского базирования в полтора раза (до 20 ПЛАРБ), по силам общего назначения - в 2,5-3 раза, до 9 АУГ и 100 носителей КРМБ "Томагавк" с общим запасом ракет до 2 тыс. единиц.
Если сегодня продолжительность угрожаемого периода, по нашей оценке, в среднем составляет до 50-60 суток, то в ближайшем будущем, с поступлением на вооружение ВМС США боевых кораблей с боекомплектом до 150 КРМБ "Томагавк", эти сроки существенно уменьшатся. Необходимо учесть, что если на сухопутных театрах в течение 20 и более суток военных действий может и не быть непосредственного огневого соприкосновения с силами и войсками противников (в качестве примера можно привести Югославию и Афганистан), то в морских зонах и океанских стратегических районах с самого начала конфликта будут вестись активные боевые действия.
Для того чтобы иметь возможность адекватно реагировать на развитие обстановки в стратегически важных районах, Россия должна располагать не только морскими стратегическими ядерными силами, но и соответствующими группировками морских сил общего назначения, развернутыми в океанских стратегических районах и морских зонах. Военно-политическим руководством России Военно-морскому флоту поставлены соответствующие задачи мирного и военного времени. Содержание боевых задач, приоритетность и уровень их решения прежде всего зависят от вида, масштаба боевых действий, состава сил, наличия боевых средств, сил вероятного противника, географических условий и времени года.
В мирное время ВМФ России в рамках стратегического и нестратегического сдерживания выполняет весь комплекс возложенных на него задач в оперативно важных районах Мирового океана.