0
2398
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

18.04.2003 00:00:00

Следующая страна на "оси зла" - Северная Корея

Тэги: северная корея, сша, война


ПОРАЗИТЕЛЬНО - маленькая страна с полуразваленной экономикой, нищим голодающим населением оказалась чуть ли не главным врагом ведущей державы мира. На сегодня Северная Корея представляет собой последний островок холодной войны, который в любой момент может стать ареной серьезного вооруженного конфликта.

При населении 24,5 млн. человек военный бюджет КНДР составляет 1,9 млрд. долл., его доля в ВВП превышает 14%. По этому показателю Северная Корея - впереди всех стран планеты, в том числе воюющих, кроме Эритреи.

Такие несусветные расходы на военные нужды поражают, ведь в КНДР за последние 10 лет только от голода умерли более 2 млн. человек, и гуманитарная помощь составляет почти треть необходимого минимума продовольствия. Официальный ежедневный паек равен 600 г риса для рабочих и 700 г для солдат. Но и этот скудный норматив, как правило, урезается почти вдвое.

БЕЗ ШТАНОВ, НО С АТОМНОЙ БОМБОЙ

Этот принцип Ким Ир Сен перенял у еще более "великого кормчего" Китая, и в 50-х годах прошлого века, когда страна еще не оправилась от военного поражения, в ней начались интенсивные разработки ядерного оружия. Они тогда велись под патронажем Москвы и Пекина. Даже в период затяжной советско-китайской конфронтации, корейскому вождю удавалось лавировать между коммунистическими колоссами. Видимо, именно поэтому уже в 1965 г. в Северной Корее заработал ядерный реактор, смонтированный близ города Йонбен.

Несмотря на то что в 1985 г. КНДР присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, проверки МАГАТЭ начались лишь через 7 лет. За этот срок реактор мог наработать до 50 кг оружейного плутония. Но и кроме того, реактор питает электроэнергией завод по переработке отработавших урановых стержней (ТВЭЛов). По данным американской разведки, более 8 тыс. таких стержней у корейских ядерщиков было накоплено уже после прекращения работы реактора в 1994 г. Этого количества ТВЭЛов достаточно для получения еще 30 кг плутония.

Как известно, в декабре прошлого года Пхеньян заявил, что возобновляет работу реактора. Сегодня в активной его зоне 1 тыс. свежих стержней. И хотя корейцы мотивируют эти действия недостатком энергии из-за прекращения поставок мазута, настоящей причиной, безусловно, является интенсификация работ по созданию ядерного оружия.

В Пхеньяне отвергают это, ссылаясь на отсутствие лабораторий для монтажа ядерных боезарядов. Однако ввиду выдворения инспекторов МАГАТЭ, сегодня США располагают лишь данными космической разведки. Думается, верхом наивности было бы доверять одной только спутниковой информации. Тем более что агентурные данные МОССАДа свидетельствуют: уже почти полвека в КНДР интенсивно возводятся целые подземные города, прячущие в глубоких горных тоннелях военные производства и арсеналы.

Глава Координационной группы ядерных программ Великобритании Джон Лардж заявил лондонской "Таймс", что единственным мотивом возобновления ядерной программы Пхеньяна является производство оружия. По его мнению, количество уже наработанного плутония и того, что вскоре выдаст реактор, позволяет Северной Корее получить атомную бомбу в срок до трех месяцев. "Все имеющиеся данные неопровержимо указывают, что северокорейская программа разработки ядерного оружия близится к своему завершению", заявил доктор Лардж.

"ЗАТО МЫ ДЕЛАЕМ РАКЕТЫ"

Первые боевые ракеты Пхеньян получил из СССР в 1965 г. Это были тактические комплексы "Луна-2" с дальностью полета 55 км. Такой дальности хватало для обстрела южнокорейской столицы Сеула. Однако Ким Ир Сену требовались ракеты, способные угрожать любому объекту на полуострове. Такие были у Москвы, но Брежнев категорически отказал в продаже.

Однако он же не возражал против поставки оперативно-тактических ракет Египту и Сирии. Именно у Египта в 1975 г. Ким Ир Сен приобрел 2 комплекса "Луна-М", ракеты которых могли нести заряд весом в полтонны на дальность до 70 км. Эти ракеты были немедленно скопированы пхеньянскими конструкторами и пошли в серию.

Но предметом вожделений Ким Ир Сена была советская жидкостная ракета ОТР-300, известная на Западе как "Скад". При дальности 300 км она могла нести заряд весом в тонну. И Ким Ир Сену удалось уговорить в 1980 г. египетского президента продать три таких комплекса. Усилия северокорейских умельцев позволили ее усовершенствовать и к 1988 г. на вооружение была принята система "Хвасон-6", которая, при весе боеголовки 700 кг, могла пролететь 500 км. Это позволяло поразить любую точку Южной Кореи.

Но, кроме военно-стратегических задач, производство боевых ракет было ориентировано и на коммерческие цели. Ракеты стали продавать всем желающим, заботясь лишь о доходах и пренебрегая политическими последствиями. Такая торговля стала важнейшим источником поступления валюты, причем, продавая ракеты самым одиозным режимам, Пхеньян не стеснялся заламывать цены, ибо других поставщиков у этих стран просто не было. Выручка от продаж составляла порой больше половины всех доходов страны.

И первыми обладателями "Хвасонов" стали тегеранские аятоллы. Они приобрели в 1987 г. крупную партию этих ракет, переименовали в "Шехаб-1" и немедля пустили в ход. В разгаре были сражения ирано-иракской войны и "Шехабы" внесли свою долю в иранские успехи. Всего с их помощью было нанесено 80 ударов по важным объектам Ирака.

Его диктатор Саддам Хусейн учел опыт неприятеля и закупил у КНДР более 20 пусковых установок и около 150 ракет к ним. О применении этих ракет во время коалиционной войны в Заливе достаточно известно. Они долетали и до Израиля. Усовершенствованные Багдадом под наименованием "Аль-Хусейн", эти ракеты являлись самым дальнобойным оружием Ирака. По данным "Милитэри Бэлэнс", там имелось 6 пусковых установок и до 50 ракет "Аль-Хусейн".

Более ста комплексов "Хвасон-6" было продано Сирии, Ливии, ОАЭ и некоторым другим арабским странам. А Пхеньян сделал следующий шаг в своей ракетной программе. Он был связан с необходимостью иметь носители для ядерных боеголовок, на разработку которых Ким Ир Сен возлагал большие надежды.

Таким носителем стала ракета "Нодон-1", первый испытательный запуск ее состоялся в 1990 г. Ракета взорвалась прямо на пусковом столе. Для доработки понадобилось 5 лет и в 1995 г. все испытательные запуски прошли успешно. По данным американской разведки, в усовершенствовании и доводке ракеты приняли участие около полусотни советских специалистов. "Нодон-1" является, в сущности, увеличенным в размерах почти вдвое "Хвасоном" - в свою очередь - производным от советского "Скада".

Он может нести боеголовку весом до 1200 кг на 1500 км, то есть является настоящей баллистической ракетой средней дальности, способной поразить Токио, Пекин, Тайбей, Хабаровск. Причем объем головного блока позволяет разместить ядерный боезаряд средней мощности. К началу текущего года в Северной Корее произведено около 1500 ракет "Нодон-1". За покупателями дело не стало.

И первым в их очереди был Пакистан, которому передали не только технологию, но и большинство комплектующих деталей, изготовленных в Северной Корее. Это и позволило в короткий срок начать производство точной копии "Нодона", которую назвали "Гхаури". В настоящее время "Гхаури" является единственным ракетоносителем Пакистана, способным доставить ядерную боеголовку практически в любую точку Индии.

Второй страной, которая приобрела "Нодон-1", стал Иран, где эта ракета получила наименование "Шехаб-5". Учитывая радиус полета, она может угрожать многим странам Ближнего и Среднего Востока, если у Тегерана появятся атомные боеголовки. Есть также данные, что "Нодон" пытался приобрести Саддам Хусейн. Приобрел ли?

Между тем в середине 90-х годов в КНДР началась разработка межконтинентальных носителей "Тепходон-1" дальностью 2500 км и "Тепходон-2" - 7000 км. 31 августа 1998 г. с полигона Мусудан-Ри была запущена первая космическая ракета, которая вывела на околоземную орбиту северокорейский спутник. Это является безусловным доказательством, что к тому времени Пхеньян располагал ракетными технологиями на уровне тех, что были в 60-х годах в СССР и США.

Думается, новые корейские носители пока еще не могут представлять непосредственной опасности как средство транспортировки оружия массового поражения. Но порождаемая ими угроза отнюдь не малозначна, поскольку Пхеньян продает свои ракеты самым одиозным режимам. Это позволяет его лидеру Ким Чен Иру использовать ракеты как инструмент шантажа Запада. Ибо в случае получения ядерных боеголовок эти ракеты вознесут маленькую страну, погрязшую в нищете, на уровень страшной угрозы для цивилизованного мира.

МАЛЕНЬКИЙ ГИГАНТ БОЛЬШОЙ ВОЕННОЙ УГРОЗЫ

К началу текущего года лишь пять государств располагали более чем миллионными армиями: Китай, при населении 1 млрд. 293 млн., имеет армию - 2 млн. 239 тыс.; США: население - 286 млн., армия - 1 млн. 414 тыс.; Индия: население - 1 млрд. 25 млн., армия - 1 млн. 300 тыс.; Россия: население - 145 млн., армия - 1 млн. 240 тыс.; Северная Корея: население - 24 млн., армия - 1 млн. 100 тыс.

Соотношение числа солдат к мирным жителям составляет: Индия - 1 на 788, Китай - 1 на 577, США - 1 на 202, Россия - 1 на 116, Северная Корея - 1 на 22! Такой пропорции, как у Северной Кореи, нет ни у одной страны современного мира, да и в истории вряд ли сыщешь, тем более что КНДР ведь не находится в состоянии войны.

Но военный людской потенциал не ограничивается кадровой армией. Военизированные формирования насчитывают почти 200 тыс., а готовый к отмобилизованию резерв - 4 млн. 700 тыс. человек. Таким образом, в случае объявления мобилизации, "вождь" КНДР Ким Чен Ир может поставить в строй более 6 млн. человек - практически каждого, способного держать оружие.

Регулярная армия комплектуется по призыву, но служат рядовые и сержанты от 5 до 10 лет, в зависимости от рода войск, и, таким образом, кадровые и отслужившие запасники являются настоящими профессионалами. Резервисты также проходят серьезную регулярную подготовку и готовы к боевым действия в момент отмобилизования, что позволяет нарастить численность вооруженных сил практически немедленно.

Регулярная армия состоит из 63 пехотных, 30 танковых и 16 артиллерийских дивизий и 64 отдельных бригад, в том числе - 3 ракетных. В боеготовом резерве состоят 40 дивизий и 18 отдельных бригад.

На вооружении находится 54 пусковые установки тактических и оперативно-тактических ракет, 3500 танков, 2500 бронетранспортеров, 10 400 полевых артиллерийских орудий, 2500 установок залпового огня и 11 000 зенитных орудий.

Авиация насчитывает 621 боевой самолет и 24 вертолета, входящих в состав 6 авиационных дивизий: 2 бомбардировочных и 4 истребительных.

Военно-морской флот состоит из 10 флотилий и насчитывает 3 фрегата, 3 корвета, 84 подводные лодки и 250 ракетных и артиллерийских катеров.

Следует специально выделить две особенности оснащения северокорейской армии. Во-первых, почти все системы вооружения и боевые машины изготовлены в Китае и Советском Союзе. Во-вторых, подавляющее большинство этих систем сильно устарело и морально, и физически. К примеру, до сих пор в строю находятся танки времен Отечественной войны Т-34, а самые современные в КНДР - Т-62 изготовлены в СССР в конце 60-х годов. Такие же сроки эксплуатации имеют почти все машины, орудия и другая военная техника.

В авиации 250 самолетов типа МиГ-17 и МиГ-19. Они сняты с вооружения в СССР еще в 60-х годах. Современных МиГ-29 всего 46 единиц. Такие сроки службы характерны и для корабельного состава военно-морского флота, кроме сверхмалых подводных лодок, полученных из Китая в 1974-1978 гг.

Большинство резервных соединений не имеют вообще никакой боевой и транспортной техники и вооружены лишь советским и китайским стрелковым оружием, легкими минометами, безоткатными орудиями и ручными гранатометами, которые переносятся на вьюках.

Одной из важных особенностей вооруженных сил Северной Кореи является непропорционально большое количество частей и соединений специального назначения - разведывательно-диверсионных. Общая их численность превышает 100 тыс. бойцов, что в три раза больше, чем в спецназе США. Они развернуты во всех видах корейских вооруженных сил.

В сухопутных войсках имеется Командование спецчастей, куда входят 10 бригад снайперов, 12 легких диверсионных бригад, 17 штурмовых и диверсионно-разведывательных батальонов, общей численностью 90 тыс. солдат и офицеров.

К военно-морскому флоту относятся две отдельные бригады, в составе которых 48 сверхмалых подлодок классов "Санг-О" и "Сочжу". Каждая такая субмарина имеет водоизмещение около 25 т, в длину достигает 20 м, 2 м - в ширину. Кроме экипажа, она берет на борт водолазно-диверсионную группу - 7-9 человек со снаряжением для высадки и подрывной деятельности на морских коммуникациях в тылу Южной Кореи.

В военно-воздушных силах сформированы 2 бригады летчиков-камикадзе - 140 самолетов типа МиГ-17 и МиГ-19. Эти давно устаревшие машины предназначаются для удара по особо важным объектам Южной Кореи. Они способны нести боезаряд до 2,5 т тротила, что при таранном ударе позволяет уничтожить большинство таких объектов. В бригадах служат 200 специально отобранных летчиков-добровольцев. Они находятся на особом положении, прославляются пропагандой и подчиняются лично Ким Чен Иру. По его приказу они готовы ценой собственной жизни поразить вражеские объекты или корабли.

Одним из главных компонентов военной доктрины Пхеньяна и является мощная диверсионная атака, которая начнется с первого же момента боевых действий против Южной Кореи. Такая атака предусматривает вторжение десятков тысяч сухопутных диверсантов, которые должны одномоментно обрушить систему связи, ликвидировать основные объекты инфраструктуры, блокировать коммуникации, напасть на военные объекты.

Одновременно начнутся нападения летчиков-камикадзе и подводных диверсантов. В задачи подводников входит уничтожение кораблей, находящихся в портах Инчхон, Кунсан, Пусан, Каннын и др. В случае успешного выполнения задач этой диверсионной армадой, в стране должен воцариться хаос, который по замыслу пхеньянских стратегов будет способствовать вторжению миллионной армии с севера. Предполагается, что гражданское и военное управление Южной Кореи будет дестабилизировано, а территория страны буквально наводнена северокорейцами, что парализует волю к сопротивлению и не позволит организовать отпор.

Такая стратегическая установка базируется на опыте войны 50-х годов, когда массированное вторжение с севера позволило быстро оккупировать почти весь юг полуострова. И сегодня в Пхеньяне, в сущности, пренебрегают возможным сопротивлением южнокорейской армии. Хотя эта армия насчитывает около 700 тыс. человек и оснащена вполне современным оружием, кроме того, ее усиливает 38-тысячный экспедиционный корпус США.

Американский президент оценивает Северную Корею как одну из трех стран "оси зла". По его мнению, эта страна представляет угрозу как государство, обладающее оружием массового поражения и средствами его доставки. Оно совершенно открыто поставляет эти средства любому, самому одиозному режиму и экстремистским организациям. Потенциальная опасность КНДР заключается в ее основной стратегической задаче - военной агрессии против Южной Кореи. Исходя из этих соображений, можно прогнозировать, что Северная Корея будет следующей целью в американской программе борьбы с международным терроризмом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1200
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1063
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2045
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
907

Другие новости