- Сергей Геннадиевич, осенью прошлого года была создана военная прокуратура ОГВ(с). Каковы результаты работы военных прокуроров за этот период?
- Действительно, в сентябре 2002 года на базе прокурорско-следственного участка военной прокуратуры Северо-Кавказского военного округа образована военная прокуратура Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации. За период проведения контртеррористической операции с октября 1999 года по настоящее время органами военной прокуратуры расследовалось 184 уголовных дела, 61 из них было направлено в военные суды СКВО. По категориям преступлений, в частности, об умышленном убийстве (статья 105 УК РФ) расследовалось 55 уголовных дел, о хищении чужого имущества - 34, нарушениях правил вождения и эксплуатации машин - 18, об изнасилованиях - 3.
- А фактов совершения воинских преступлений много?
- На сегодняшний день это небольшой процент от общего количества уголовных дел. Кстати, пользуясь случаем, с помощью вашей газеты хочу обратиться к военнослужащим, совершившим преступления на территории Чечни, за исключением убийств, похищений людей, разбоев или преступлений против мира и человечности, и напомнить им, что на основании акта об амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики, они могут быть освобождены от уголовной ответственности. Но для применения амнистии необходимо, чтобы сам военнослужащий обратился с соответствующим заявлением в органы военного управления или правоохранительные органы.
- А какова статистика преступлений, совершенных военнослужащими в отношении местного населения?
- Что касается статистики за первые 6 месяцев 2003 года, то нами расследовалось 13 уголовных дел по преступлениям военнослужащих против местного населения: 5 - об умышленных убийствах, 1 - о неосторожном убийстве, 1 - преступление против собственности, 1 ДТП, 5 - иные преступления.
В настоящее время военными судами признаны виновными в совершении преступлений в отношении жителей Чеченской Республики 57 военнослужащих, в том числе 9 офицеров. В 2002 году обвинительные приговоры были вынесены 23 военнослужащим, 4 из которых - офицерам.
- Эта статистика только по правонарушениям, совершенным военнослужащими Минобороны?
- Не только Минобороны России, но и Внутренних войск МВД РФ, Железнодорожных войск. Конечно, больше правонарушений в войсках МО, потому что военнослужащих этого ведомства в Чечне находится гораздо больше, чем всех остальных. Но какого-то значительного роста числа преступлений в ОГВ(с) в этом году нет. Хочу отметить, что уровень преступности среди военнослужащих группировки не выделяется на фоне общих показателей по Вооруженным силам, другим войскам, воинским формированиям и органам.
- С какими особенностями приходится сталкиваться военным прокурорам в этом регионе?
- Сложившаяся практика свидетельствует, что в большинстве случаев расследование преступлений в Чеченской Республике, в частности, совершенных в отношении местных жителей, затрудняется сложной оперативной обстановкой в регионе, национальными и религиозными обычаями (захоронение погибших в кратчайшие сроки после наступления смерти, отказ от судебно-медицинского исследования, перемещение пострадавших и свидетелей в другие регионы страны).
- Поступают ли жалобы от местного населения на действия военнослужащих ОГВ(с)?
- Жители республики имеют возможность самостоятельно обратиться в военные прокуратуры гарнизонов по месту их дислокации. Кроме того, в прокуратуре города Грозного нами организован еженедельный прием населения. Все обращения рассматриваются в строгом соответствии с законом. За прошлый год в органы военной прокуратуры поступило и было рассмотрено свыше 600 заявлений и обращений различного характера от местных жителей.
Хочу отметить, что свои полномочия военные прокуроры осуществляют в тесном взаимодействии с представителями федеральных органов исполнительной власти, территориальных правоохранительных органов, командования и местной администрации. При необходимости создаются совместные следственные группы. В текущем году в органы военной прокуратуры уже поступило около 400 обращений.
- Местные жители говорят, что часто преступления совершаются военнослужащими при проведении так называемых зачисток?
- Прежде всего я не согласен с термином, который вы употребили. Военные прокуроры уделяют особое внимание соблюдению должностными лицами законности при подготовке и проведении специальных операций, проверок регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания в Чеченской Республике. Принимаются меры по недопущению случаев причинения вреда здоровью и личному имуществу граждан, незаконного их задержания и лишения свободы, нарушения иных конституционных прав и свобод. В прошлом и нынешнем году представители военной прокуратуры приняли участие более чем в 100 специальных мероприятиях.
Каждый из выявленных военными прокурорами случаев нарушений законодательства становится предметом серьезного разбирательства с последующим принятием необходимых мер реагирования при условии соблюдения принципа равенства граждан перед законом.
Если причастность военнослужащего к факту совершения правонарушения не установлена, то он расследуется территориальной прокуратурой.
Вот, например, из Урус-Мартана поступило заявление от местной жительницы. Она просила помочь в розыске своего сына, которого утром на улице задержали "военные". Мы разобрались с этим заявлением, и установили, что это были не военнослужащие федеральных сил, по данному факту уже возбуждено уголовное дело в прокуратуре Урус-Мартана, которое расследуется. Соответствующий ответ дали заявительнице.
Ханкала