Задолго до начала командно-штабных учений на Тихом океане анализ их целей и задач позволил экспертам "НГ" предсказать неминуемое в силу очевидной позиции высшего руководства падение значения крупных военных кораблей. В ходе командно-штабных учений Тихоокеанского флота главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Куроедов 25 августа во Владивостоке подтвердил наихудшие опасения рядом заявлений, которые, по-видимому, отражают откорректированные взгляды руководства флота на перспективный облик морской мощи России.
Вначале адмирал изложил свое видение будущего подводного флота государства. В частности, главнокомандующий ВМФ заявил, что "Россия больше не будет строить крупных подводных лодок водоизмещением 25-50 тыс. тонн". "Больше великих подводных кораблей мы строить не будем", - сказал Владимир Куроедов. Адмирал сообщил, что в будущем в России будут строиться многоцелевые атомные подводные лодки с максимальным водоизмещением 12 тыс. тонн. "Дизельные подводные корабли будут в пределах 1 тыс. тонн", - отметил флотоводец.
По существу, Владимир Куроедов провозгласил приговор трем атомным подводным крейсерам проекта 949А "Антей" (однотипных с печально знаменитым "Курском"), находящимся сегодня на стапелях "Северного машиностроительного предприятия" (г. Северодвинск). Водоизмещение этих подводных дредноутов существенно превышает 20 тыс. тонн. В сооружение первых двух АПЛ, уже получивших наименования "Волгоград" и "Белгород", вложено на сегодня немало бюджетных средств. Третий корпус АПЛ проекта 949А на СМП ввиду малого процента готовности имени еще не удостоился (по другим данным "Барнаул", и закладка лодки так и не состоялась). Теперь корабли, по всей видимости, будут разобраны на металл прямо на стапелях Севмаша. До сих пор нет ясности и с двумя корпусами АПЛ проекта 971, находящимися на стапелях Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре. Хорошо, если в конечном итоге их удастся "пристроить", однако пессимисты не исключают ситуации, при которой и эти подводные крейсера угодят под нож. В указанный главкомом лимит водоизмещения для атомных субмарин попадает только многоцелевая АПЛ проекта 885 "Северодвинск" (полное водоизмещение 11 тыс. 800 тонн), закладка которой состоялась на "Северном машиностроительном предприятии" 21 декабря 1993 г. (должна была войти в состав флота уже в 2000 г.).
Если строго и точно следовать букве владивостокского заявления главкома ВМФ, то тогда надо полагать, что перспективные ракетные подводные лодки стратегического назначения проекта 955 "Юрий Долгорукий" (полное водоизмещение 17 тыс. тонн) тоже достраиваться не будут. Головной корабль проекта проекта 955 "Борей" в торжественной обстановке был заложен 2 ноября 1996 г. в Северодвинске и позиционируется как первая в России и мире атомная ракетная подводная лодка 4-го поколения. РПЛ СН "Юрий Долгорукий" должна была вступить в строй в 2002 г., но долгожданного события для российских МСЯС пока не произошло.
В марте 2003 г. адмирал Куроедов отмечал, что "...основу морских стратегических ядерных сил в настоящее время составляет группировка ракетных подводных лодок стратегического назначения проектов 667 и 941". Однако он ни слова не сказал, что флот отказывается от строительства подводных лодок водоизмещением больше 12 тыс. тонн. Не подчеркнул Владимир Иванович и того факта, что упор в строительстве дизельных подводных лодок будет сделан на корабли водоизмещением не больше 1 тыс. тонн.
Отдельно остановимся на дизельных подводных лодках. Если (по словам Владимира Куроедова) дизельные подводные корабли будут в пределах 1 тыс. тонн, то это относится к ПЛ проекта "Лада" (экспортное наименование "Амур"). Речь скорее всего идет о ДПЛ "Амур-550" водоизмещением в 700 тонн и "Амур-750" в 900 тонн. Дизельные ПЛ остальных проектов (877 и 677) под указанные главкомом ВМФ ограничения в 1000 тонн не попадают. Владимир Куроедов, к сожалению, не остановился на том, как будет складываться их дальнейшая судьба в боевом составе флота.
Помимо всего прочего во Владивостоке адмирал Куроедов высказался также за создание в будущем в России комбинированного флота. "России не нужен ни прибрежный, ни океанский флот, России нужен комбинированный флот, чтобы защитить себя по побережью и отстаивать свои интересы в любой зоне Мирового океана", - сказал главком ВМФ. Отметим, что это тоже некоторая подвижка во взглядах на строительство флота, ибо раньше руководству ВМФ он представлялся по большей части исключительно "сбалансированным". Хотя и первое, и второе не более чем словесные виньетки. А каким же еще флоту быть, если не комбинированным и сбалансированным?
"Как этого добиться, - размышлял во Владивостоке адмирал, - наверное, правы те, кто выступает сегодня за создание кораблей ближней морской зоны, и только после этого мы сможем построить корабли, способные действовать в Мировом океане".
Главком предсказал, что российский флот в будущем будет пополняться многофункциональными надводными кораблями. "Отдельно артиллерийский, отдельно ракетный, отдельно противолодочный корабль строить нецелесообразно. Мы будем создавать многофункциональные корабли с элементами "Стелс", - сказал Владимир Куроедов. Против этого тезиса возразить трудно, однако ни одного крупного надводного корабля за последнее десятилетие не заложено. Речь в лучшем случае может идти только о корветах типа "Стерегущий" и сторожевых кораблях "Ярослав Мудрый" и "Новик".
Кроме того, адмирал Куроедов считает нецелесообразным развитие авианесущего флота в ближайшие годы. "Сегодня и на ближайшие пять-семь лет я не вижу задач для авианосцев", - заявил он во Владивостоке. "Для защиты Россией своих национальных интересов задач для авианосцев нет", - подчеркнул главком. Однако, по мнению большинства специалистов, без авианесущих кораблей, крейсеров и эсминцев с мечтой о возрождении океанского флота придется расстаться навсегда.
Взгляды руководящего состава флота о будущем морской мощи государства, изложенные главкомом, становятся как будто гораздо реалистичнее в сравнении с метаниями 1990-х гг. Однако складывается впечатление, что стратегия отечественных флотоводцев в этой сфере в основном основывается на формуле "по одежке протягивай ножки", а не на ясном осознании тех задач и вызовов, которые могут стоять сегодня перед Россией в Мировом океане. Ведущие морские державы между тем курса на "корветизацию" своих флотов отнюдь не придерживаются. Авианосцы, крейсеры и эсминцы УРО по-прежнему составляют основу морской мощи этих государств. Погоня за дешевизной может привести к печальным результатам.