0
1032
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

26.09.2003 00:00:00

Стратегические планы США в Европе

Тэги: сша, европа, нато, войска, базы


В ИЮНЕ 2003 г. в печати появились сообщения о том, что главнокомандующий ОВС НАТО и ВС США в Европе генерал Джеймс Джонс представил в конгресс США предложения по передислокации американских воинских контингентов с территории Германии в страны Восточной Европы.

Предполагается, что в течение двух лет на территории ряда бывших членов Организации Варшавского договора и стран Прибалтики будут модернизированы базы для размещения частей и соединений сухопутных войск и ВВС США, созданы склады вооружения, военной техники и материально-технического снабжения. Уже намечены места предлагаемой передислокации крупных авиабаз США из Германии в Польшу - в Бяла-Подляска, Минск-Мазовецки и Повидж, а сухопутных частей и соединений - в район Свентошув и 5-6 других населенных пунктов. В настоящее время в Прибалтике разворачивается инфраструктура ПВО НАТО. Уже сообщалось о начале работы в Эстонии близ Раквере в 70 км от границы с Россией стационарной РЛС с дальностью действия до 450 км.

Надо сказать, что впервые идея переброски войсковых контингентов и боевой техники США из Германии на восток всплыла в мировых СМИ в начале 2003 г. Тогда администрация Джорджа Буша в качестве меры давления на "старую Европу" в наказание за отказ поддержать вторжение США и Великобритании в Ирак дала утечку информации в СМИ о том, что по указанию министра обороны США Дональда Рамсфелда Пентагон разрабатывает планы перемещения дислоцированных ныне в Германии американских войск на восток, ближе к границам России. "НВО" тогда сообщало (# 6), что на территорию Польши, стран Балтии и в Чехию могут быть переброшены 42 тыс. американских военнослужащих. Каких-либо пояснений о целях возможной передислокации не было дано. Вроде бы главным противником США сегодня объявлен международный терроризм, но никакая сила воображения не поможет представить себе, с какими международными террористами войска США имеют в виду воевать в Польше и Прибалтике.

Хорошо понимая, что такой шаг явно шел бы вразрез с нынешней тенденцией развития сотрудничества между Россией и НАТО и всколыхнул бы общественное мнение в России, посол Польши в Москве Стефан Меллер еще тогда поторопился заранее оправдать его, заявив 18 февраля 2003 г., что этот шаг не противоречил бы положениям Основополагающего акта Россия-НАТО 1997 г. Однако МИД России вполне резонно возразил на это, что, согласно данному документу, страны НАТО взяли на себя обязательство воздерживаться от "дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил" в различных регионах Европы.

В Основополагающем акте констатируется, что "НАТО и Россия не рассматривают друг друга как противников" и что "ни одна из сторон... не стремится нанести ущерб безопасности другой стороны". Особо подчеркивается намерение обеих сторон "предотвращать какие-либо дестабилизирующие наращивания в различных регионах Европы и в Европе в целом". Но после прихода к власти администрации Джорджа Буша международные обязательства США не очень-то останавливают Вашингтон в практической политике. И учитывая масштабы обсуждаемой передислокации, особенно если к этому еще добавить периодически появляющиеся в прессе намеки об использовании США и НАТО баз в Венгрии, Румынии и Болгарии, то получается, что можно говорить как раз о том самом "дополнительном - постоянном размещении существенных боевых сил" в Центральной и Восточной Европе, которое США и НАТО обязались не допускать по Основополагающему акту 1997 г.

Поскольку, несмотря на утверждения посла Польши в России, действительно непросто доказать, что все эти планы не противоречат Основополагающему акту, то представитель Информационного бюро НАТО в Москве на одной из международных конференций в российской столице весной 2003 г. выдвинул аргумент о том, что США, мол, планируют осуществить переброску своих войск из Германии в Восточную Европу не как мероприятие по линии НАТО, а "на основе двусторонних соглашений с правительствами заинтересованных стран". Этот аргумент нашел понимание у председательствовавшего на конференции депутата Госдумы от СПС.

И тем не менее этот аргумент является полным нонсенсом по крайней мере по двум причинам. Во-первых, США не имеют права осуществить такое перемещение ни на основе каких-либо нынешних или будущих решений НАТО, ни на основе двусторонних соглашений, так как взяли на себя ясное обязательство не делать этого и как член НАТО, и вообще как субъект международного права. Если допустить, что какая-либо страна - член НАТО, взяв на себя международное обязательство как участник этого военного блока, затем "в двустороннем порядке" предприняла бы действия, прямо противоречащие этому обязательству, то это сделало бы любые попытки каких-либо договоренностей с НАТО вообще полностью бессмысленным занятием.

Признаки передислокации войск отмечаются на фоне явного нежелания США и стран НАТО ратифицировать адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Как известно, страны Балтии не являются сегодня его участниками и на них поэтому не распространяются ограничения по предельным уровням развертывания воинских контингентов и боевой техники. Ратификацию ДОВСЕ страны НАТО искусственно увязывают с выводом российских баз из Приднестровья и Грузии, хотя прекрасно понимают, что в обоих случаях очень многое зависит от позиции Тбилиси и Тирасполя.

Председатель комитета Государственной Думы по обороне Андрей Николаев подчеркнул в заявлении в июне с.г. необходимость скорейшего присоединения стран Балтии к адаптированному ДОВСЕ. Он напомнил, что еще до получения странами Балтии официального приглашения НАТО о вступлении в члены блока Государственная Дума в специальном решении оговорила свою ратификацию адаптированного ДОВСЕ присоединением стран Балтии к этому Договору после вступления в НАТО; при этом Николаев упомянул, что без этого "России будет трудно влиять политическими средствами на сам процесс передислокации баз США к нашим границам, если такое решение Вашингтон все-таки примет".

Но на самом деле Николаев не совсем прав - в действительности у России, как говорилось выше, уже сейчас есть такие политические и международно-правовые средства - это обязательства США по Основополагающему акту 1997 г.

Видимо, настало время для более активного противодействия процессу появления военных баз и войск третьих стран по всей периферии границ страны без предварительного согласования с нами. На такой случай и создан постоянно работающий Совет Россия-НАТО, где также вполне уместно поставить этот вопрос.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
830
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
775
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
651
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
422

Другие новости