В ИЮНЕ 2003 г. в печати появились сообщения о том, что главнокомандующий ОВС НАТО и ВС США в Европе генерал Джеймс Джонс представил в конгресс США предложения по передислокации американских воинских контингентов с территории Германии в страны Восточной Европы.
Предполагается, что в течение двух лет на территории ряда бывших членов Организации Варшавского договора и стран Прибалтики будут модернизированы базы для размещения частей и соединений сухопутных войск и ВВС США, созданы склады вооружения, военной техники и материально-технического снабжения. Уже намечены места предлагаемой передислокации крупных авиабаз США из Германии в Польшу - в Бяла-Подляска, Минск-Мазовецки и Повидж, а сухопутных частей и соединений - в район Свентошув и 5-6 других населенных пунктов. В настоящее время в Прибалтике разворачивается инфраструктура ПВО НАТО. Уже сообщалось о начале работы в Эстонии близ Раквере в 70 км от границы с Россией стационарной РЛС с дальностью действия до 450 км.
Надо сказать, что впервые идея переброски войсковых контингентов и боевой техники США из Германии на восток всплыла в мировых СМИ в начале 2003 г. Тогда администрация Джорджа Буша в качестве меры давления на "старую Европу" в наказание за отказ поддержать вторжение США и Великобритании в Ирак дала утечку информации в СМИ о том, что по указанию министра обороны США Дональда Рамсфелда Пентагон разрабатывает планы перемещения дислоцированных ныне в Германии американских войск на восток, ближе к границам России. "НВО" тогда сообщало (# 6), что на территорию Польши, стран Балтии и в Чехию могут быть переброшены 42 тыс. американских военнослужащих. Каких-либо пояснений о целях возможной передислокации не было дано. Вроде бы главным противником США сегодня объявлен международный терроризм, но никакая сила воображения не поможет представить себе, с какими международными террористами войска США имеют в виду воевать в Польше и Прибалтике.
Хорошо понимая, что такой шаг явно шел бы вразрез с нынешней тенденцией развития сотрудничества между Россией и НАТО и всколыхнул бы общественное мнение в России, посол Польши в Москве Стефан Меллер еще тогда поторопился заранее оправдать его, заявив 18 февраля 2003 г., что этот шаг не противоречил бы положениям Основополагающего акта Россия-НАТО 1997 г. Однако МИД России вполне резонно возразил на это, что, согласно данному документу, страны НАТО взяли на себя обязательство воздерживаться от "дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил" в различных регионах Европы.
В Основополагающем акте констатируется, что "НАТО и Россия не рассматривают друг друга как противников" и что "ни одна из сторон... не стремится нанести ущерб безопасности другой стороны". Особо подчеркивается намерение обеих сторон "предотвращать какие-либо дестабилизирующие наращивания в различных регионах Европы и в Европе в целом". Но после прихода к власти администрации Джорджа Буша международные обязательства США не очень-то останавливают Вашингтон в практической политике. И учитывая масштабы обсуждаемой передислокации, особенно если к этому еще добавить периодически появляющиеся в прессе намеки об использовании США и НАТО баз в Венгрии, Румынии и Болгарии, то получается, что можно говорить как раз о том самом "дополнительном - постоянном размещении существенных боевых сил" в Центральной и Восточной Европе, которое США и НАТО обязались не допускать по Основополагающему акту 1997 г.
Поскольку, несмотря на утверждения посла Польши в России, действительно непросто доказать, что все эти планы не противоречат Основополагающему акту, то представитель Информационного бюро НАТО в Москве на одной из международных конференций в российской столице весной 2003 г. выдвинул аргумент о том, что США, мол, планируют осуществить переброску своих войск из Германии в Восточную Европу не как мероприятие по линии НАТО, а "на основе двусторонних соглашений с правительствами заинтересованных стран". Этот аргумент нашел понимание у председательствовавшего на конференции депутата Госдумы от СПС.
И тем не менее этот аргумент является полным нонсенсом по крайней мере по двум причинам. Во-первых, США не имеют права осуществить такое перемещение ни на основе каких-либо нынешних или будущих решений НАТО, ни на основе двусторонних соглашений, так как взяли на себя ясное обязательство не делать этого и как член НАТО, и вообще как субъект международного права. Если допустить, что какая-либо страна - член НАТО, взяв на себя международное обязательство как участник этого военного блока, затем "в двустороннем порядке" предприняла бы действия, прямо противоречащие этому обязательству, то это сделало бы любые попытки каких-либо договоренностей с НАТО вообще полностью бессмысленным занятием.
Признаки передислокации войск отмечаются на фоне явного нежелания США и стран НАТО ратифицировать адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Как известно, страны Балтии не являются сегодня его участниками и на них поэтому не распространяются ограничения по предельным уровням развертывания воинских контингентов и боевой техники. Ратификацию ДОВСЕ страны НАТО искусственно увязывают с выводом российских баз из Приднестровья и Грузии, хотя прекрасно понимают, что в обоих случаях очень многое зависит от позиции Тбилиси и Тирасполя.
Председатель комитета Государственной Думы по обороне Андрей Николаев подчеркнул в заявлении в июне с.г. необходимость скорейшего присоединения стран Балтии к адаптированному ДОВСЕ. Он напомнил, что еще до получения странами Балтии официального приглашения НАТО о вступлении в члены блока Государственная Дума в специальном решении оговорила свою ратификацию адаптированного ДОВСЕ присоединением стран Балтии к этому Договору после вступления в НАТО; при этом Николаев упомянул, что без этого "России будет трудно влиять политическими средствами на сам процесс передислокации баз США к нашим границам, если такое решение Вашингтон все-таки примет".
Но на самом деле Николаев не совсем прав - в действительности у России, как говорилось выше, уже сейчас есть такие политические и международно-правовые средства - это обязательства США по Основополагающему акту 1997 г.
Видимо, настало время для более активного противодействия процессу появления военных баз и войск третьих стран по всей периферии границ страны без предварительного согласования с нами. На такой случай и создан постоянно работающий Совет Россия-НАТО, где также вполне уместно поставить этот вопрос.