В ПОСЛЕДНЕЕ время наблюдается заметное оживление белорусско-армянских отношений в области военного сотрудничества. Минск посетила делегация из Армении во главе с секретарем национального совбеза, министром обороны Сержем Саркисяном. Он, кстати, оказался единственным главой военного ведомства, кто посчитал необходимым своими глазами увидеть крупномасштабные учения "Чистое небо-2003" в Белоруссии, в то время как остальные государства ограничились присылкой военных атташе. Такая активность особенно примечательна поскольку на последнем саммите стран - участниц Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в апреле 2003 г. была особо подчеркнута ответственность Белоруссии за оборону западных рубежей Договора и Армении - южных. Именно эти два государства ОДКБ непосредственно граничат с НАТО. Правда, если Армения самостоятельно и при посредничестве России развивает взаимоотношения с альянсом, то в Минске в "агрессивной сущности" блока пока даже не сомневаются.
Считается, что растущее присутствие Белоруссии в Армении должно быть выгодно России. Но можно предположить, что у Минска за Кавказским хребтом есть и собственные интересы. Например, весьма выгодно стабильно получать армянские заказы на ремонт военной техники и закупку некоторых видов вооружений. Стоит напомнить, что у Армении, по данным ЦРУ за 2002 г., годовой военный бюджет самый высокий в процентах к ВВП среди стран СНГ - 6,5%, или 135 млн. долл. (для сравнения: у Беларуси 1%, или 156 млн. долл.).
Во времена допрезидентского правления роль Белоруссии, стремившейся к нейтральному статусу, виделась иной. Тогда с целью урегулирования карабахского конфликта была создана группа ОБСЕ, получившая название Минской. Предполагалось, что национальный МИД будет играть в этом деле роль координатора. Сегодня же быть в чем-то под крышей ОБСЕ для Минска просто немыслимо.
Вызывает странное ощущение и позиция Минска в проблемах межэтнических конфликтов, будь то Абхазия, Южная Осетия или Нагорный Карабах. Декларации белорусского государства о приверженности и соблюдении международных обязательств далеко не всегда совпадают с реальной политикой. Поэтому за крепнущей военно-технической кооперацией между Белоруссией и Арменией внимательно наблюдают как в НАТО, так и в двух других странах Закавказья - Грузии и особенно в Азербайджане.
Минск из стран Закавказья только в Ереване имеет действующее посольство. Отношения Минска и Тбилиси практически никакие. Нет признаков хоть каких-то зримых контактов белорусского руководства с азербайджанским. А ведь если выстраиваются отношения с одной из конфликтующих сторон, то надо бы говорить и с другой. Но активность наблюдается лишь в отношении Еревана. За последний год туда съездил и сам президент Александр Лукашенко, и его министр обороны Леонид Мальцев. Недавно состоялся визит министра иностранных дел Сергея Мартынова, который, кстати, родом из Армении. Впрочем, возможно, Лукашенко трудно было найти контакт со "стариками", каковыми являются Гейдар Алиев и Эдуард Шеварднадзе. Но в Баку теперь вполне легитимно воцарился самый молодой президент в СНГ Ильхам Алиев. Но похоже, что Лукашенко пока не определился, о чем ему говорить с Алиевым-младшим, который наверняка будет продолжать политику Алиева-отца, в том числе и в вопросе Нагорного Карабаха.
За процессом интенсификации белорусско-армянских отношений в военной области очень внимательно наблюдают в Анкаре. Турецкая Республика стала первым государством, установившим дипломатические отношения с суверенной Белоруссией. И динамика развития двусторонних отношений в начале была весьма положительной. До тех пор, пока в 1993 г. не произошел так называемый шпионский скандал, повлекший высылку из Белоруссии ряда турецких дипломатов. В Минске тогда поговаривали, что скандал спровоцировала Москва, опасавшаяся, что белорусы могут оторваться в самостоятельное международное плавание с одной из стран НАТО. Справедливости ради стоит напомнить, что, придя к власти, Лукашенко сделал мудрый жест - принес Анкаре официальные извинения за скандал.
В последние годы, когда Белоруссия оказалась во внешнеполитической изоляции, Турция, пожалуй, единственная из натовских стран, продолжала сохранять особые отношения с Минском. По сведениям "НВО", среди турецких политиков теплилась надежда, что Белоруссия, как одна из стран - основателей ООН, могла бы проявить посредническую инициативу в кипрской проблеме. Но Белоруссия, как и в случае с Карабахом, в очередной раз упустила шанс стать заметным международным субъектом с положительным имиджем. Позже, перед агрессией США в Ираке, Лукашенко, как верный союзник Багдада, рвался урегулировать "конфликт Джорджа Буша и Саддама Хусейна", но его уже никто не слушал.
Так уж совпало, что турецкое посольство как бы представляет в Белоруссии и интересы НАТО, хотя в отличие от других дипмиссий натовских стран в Минске турки не имеют военного атташе. Но надежды белорусских политиков на то, что сейчас может проявиться некая активная посредническая роль Анкары во взаимоотношениях Минск-НАТО, не имеют оснований: Турция готовится к вступлению в ЕС и поэтому каких-либо собственных инициатив в отношении белорусского режима проявлять не будет.
Что касается отношения Анкары и Баку к развитию военного сотрудничества между Минском и Ереваном, то, как сказал компетентный источник "НВО", близкий к Минобороны Белоруссии, "в обеих столицах должна иметься напряженность по этому поводу", поскольку и в Турции, и в Азербайджане прекрасно понимают, что активность Минска не может не поддерживаться Москвой (несмотря на все имеющиеся сложности в российско-белорусских взаимоотношениях). А кроме того, по его же словам, "содержание самих договоренностей между Минском и Ереваном не может не беспокоить турок и азербайджанцев". Ибо в этих договоренностях впрямую могут содержаться пункты о поставках вооружений и ремонте военной техники (благодаря прежде всего помощи командированных в Армению белорусских специалистов). Армяне, надо полагать, за это будут расплачиваться не знаменитым своим коньяком (хотя и без него не обойдется), а, например, обширной разведывательной информацией, добытой в Европе и США (если иметь в виду тот факт, что армянская диаспора одна из самых влиятельных в мире).
Минск