Кто является противником для Соединенных Штатов? Что представляет собой нынешний противник? Эти вопросы - не праздные для военных экспертов. Новые военно-политические реалии современной эпохи коренным образом изменили и традиционные подходы к понятию "противник". "Солдаты армии Соединенных Штатов отлично подготовлены к борьбе против солдат других армий, - отмечает военный ученый и офицер военной разведки США Ральф Питерс. - К сожалению, противник, с которым мы скорее всего встретимся лицом к лицу еще в этом десятилетии и впоследствии, будет представлять собой не дисциплинированных современных "солдат" в евро-американском смысле этого термина, а "воинов" (Ральф Питерс в своей работе вводит термин "warrior", который переводится на русский язык как "воин", хотя в данном случае имеется в виду категория лиц, которая ассоциируется в русском языке скорее с термином "боевик". Однако мы решили оставить термин "воин", несмотря на определенную позитивную коннотацию, которую этот термин имеет в русском языке.) - сумасбродных, примитивных личностей, непостоянных в своей лояльности, привычных к жестокостям и игнорирующих общественный порядок. В отличие от солдат, воины не играют по нашим правилам, не уважают договоры и не следуют приказам, если они им не нравятся".
Ральф Питерс подчеркивает, что воины в том смысле, в котором он употребляет этот термин, существовали всегда и в любом обществе.
В эпоху средневековья по дорогам Европы в поисках заработка бродили толпами и в одиночку наемники - профессиональные воины. Нанимаясь на службу к одному феодалу и воюя за его интересы, они могли легко перейти на службу к другому, который просто больше платил. В промежутках между войнами и военными походами эти воины не гнушались грабежей и убийств. Понятия чести и родины были им чужды. Свой интерес они находили в дележе военной добычи, получая свою часть награбленного и отводя душу в общепринятой практике бесчинств над жителями захваченного города.
Однако по мере создания массовых, дисциплинированных армий роль и значение наемников-профессионалов резко упали. Войны стали вестись народами, их планирование и ведение стало прерогативой государства. Дисциплина стала одним из главных требований к армиям нового типа. Ведение войны теперь требовало строгого порядка и подчинения, четкого взаимодействия и управления. В каком-то смысле воины-наемники преобразовались в офицерский корпус новых массовых армий. И только в периоды гражданских войн и внутренних смут внутри государств появлялись "воины" - наследники средневековых "псов войны".
В современных условиях, с распадом Советского Союза, перестройкой международных отношений, цивилизационными разломами в мире и культурными сдвигами в Западном обществе, как пишет Ральф Питерс, "воин вернулся, такой же жестокий, как и прежде, однако намного лучше вооруженный".
В современную эпоху, считает Питерс, целые страны оказываются под контролем "новых воинов", а Запад слишком занят собственными проблемами, чтобы держать под контролем зарождающийся "класс новых воинов". Американский эксперт пишет: "Мы вступили в эпоху, когда целые нации страдают от разорения, голода, насилия и убийств в масштабах, приближающихся к геноциду, - причем не от рук внешних захватчиков, а под дулами своих же сограждан. Полувоенные воины-головорезы, чей талант жестокости расцвел в гражданской войне, открыто не повинуются легитимным правительствам и расправляются с правительствами ими же свергнутыми".
В качестве примеров государств, которые в той или иной степени оказались под контролем главарей "воинов"-боевиков Питерс называет Сомали, Бирму, Афганистан, бывшую Югославию, Грузию и Азербайджан. В Чечне, по оценке американского военного специалиста, "ренегат-генерал сформировал первое в мире бандитское государство┘ управляемое настоящими теневыми торгашами, убийцами, наркоторговцами". Во всех этих регионах мира главари боевиков свергают или подменяют собой правительства, опираясь на "класс новых воинов". Население, народ как таковой, для них значит мало или вообще не значит ничего.
Опасность заключается в том, что вышеупомянутые режимы укрепляются, развиваются по своим законам и со временем могут представлять серьезную угрозу Соединенным Штатам и их интересам за рубежом. Для того чтобы быть готовыми противостоять им, военные специалисты и дипломаты должны, по мнению Питерса, уже сегодня четко представлять себе таящиеся угрозы, связанные с появлением "класса новых воинов". А для этого прежде всего необходимо четко понимать сущность отличий между "солдатом" и "воином" - отличий в их психологии и менталитете.
ИСТОЧНИКИ ПОЯВЛЕНИЯ "НОВЫХ ВОИНОВ"
Ральф Питерс выделяет четыре источника, из которых рождаются современные "воины"-боевики.
Во-первых, как и в прежние эпохи, они выходят из нижних слоев общества, хотя их лидеры и главари чаще всего происходят из высших. Типичным представителем "класса новых воинов" является "малообразованный мужчина, не заинтересованный в мирной жизни, вечно проигрывающий, без шансов законным путем приобрести власть и влияние, непривлекательный для женщин и без будущего". По описанию американского военного специалиста, "воины" - выходцы из этой среды стремятся компенсировать свои жизненные неудачи и личные проблемы насилием. Несмотря на идеологическую риторику, которая служит прикрытием для их своекорыстных интересов, боевики грабят, насилуют, убивают и захватывают власть. Тем самым они реализуют себя, добиваются того, чего в мирной, нормальной жизни они просто никогда не могли бы достичь. "Для класса новых воинов, - отмечает Питерс, - многие из которых не обладают навыками, необходимыми в мирное время, конец военных действий означает окончание хороших времен".
Во-вторых, появлению "класса новых воинов" способствует социально-экономическая разруха и оскудение государства. В обществе, где разрушена система школ, религиозных храмов и культурных центров, где рухнули такие общественные институты, как семья, молодые люди выталкиваются из рядов производительных сил в ряды деклассированных элементов, являющихся вторым источником пополнения рядов боевиков. Подростки и юноши, лишенные внимания общества, находят в рядах "новых воинов" свое место в жизни. И хотя, по словам Питерса, многие боевики этого типа могут быть возвращены в нормальное состояние в обществе, "воин, который взял "Калашникова" в возрасте 13 лет, вряд ли самостоятельно, без вмешательства извне бросит заниматься ставшим уже привычным делом и сядет за парту, чтобы через 10 лет завершить среднюю школу".
В-третьих, "класс новых воинов" рождается также из числа так называемых "патриотов". К этой категории людей Ральф Питерс относит людей глубокой веры, фанатиков. Их вера может зиждиться на принципах этнической, религиозной или национальной исключительности или на ощущении угроз в отношении их этноса, религии или нации. В эту же группу входят и личности, которые серьезно пострадали в ходе идущего конфликта, которые имеют личные мотивы взять в руки оружие. Эта категория "новых воинов", с одной стороны, наиболее легко может быть возвращена в мирную жизнь, однако, с другой стороны, они требуют к себе индивидуального подхода и серьезной психологической реабилитации.
В-четвертых, наиболее опасным источником появления "класса новых воинов" являются отвергнутые военнослужащие - офицерские кадры, младший командный состав или даже харизматические личности из числа рядовых. Использованные государством и забытые им военнослужащие, долгое время не получающие денежное содержание, создают потенциально наиболее опасный источник пополнения рядов боевиков. Вливаясь в их ряды, они привносят вместе с собой некоторые элементы "правильного" военного искусства. Их знания и навыки прежде всего в борьбе с "нормальными" регулярными вооруженными силами бесценны для "класса новых воинов". Не случайно поэтому большинство из них становятся главарями, предводителями, лидерами боевиков.
Ральф Питерс, прекрасно разбираясь в проблемах бывшего Советского Союза, подчеркивает, что именно этот регион планеты является в настоящее время самым крупномасштабным и опасным "поставщиком новых воинов" этой категории. Развал Вооруженных сил СССР, вызвавший массовую демобилизацию военнослужащих, привел к тому, что на рынок рабочей силы было выплеснуто огромное количество достаточно молодых, здоровых и образованных кадров. Не находя достойной работы, многие из них в конечном счете возвращаются к привычной деятельности: уезжают воевать.
КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ "КЛАССУ НОВЫХ ВОИНОВ"
Военный ученый Ральф Питерс в своем анализе сущности так называемого "класса новых воинов", то есть боевиков, приходит к неутешительным выводам. Запад в целом и вооруженные силы "цивилизованных государств" в частности не в состоянии эффективно противостоять "классу новых воинов" и политическим режимам, ими установленным. Причин этому множество.
Прежде всего, "новые воины" не хотят "играть по правилам". Они не собираются открыто противостоять регулярным вооруженным силам в честном бою. "Воины встают и воюют, - пишет Питерс, - только тогда, когда они знают или уверены в абсолютном превосходстве". Тактика действий боевиков не лимитируется никакими уставами и инструкциями. Они воюют исподтишка, устраивая засады, организуя провокации, применяя снайперов, вербуя предателей в рядах противника. Для достижения своих целей они готовы пойти на любые подлости и бесчестные приемы, зная, что регулярные войска в силу довлеющих над ними морально-этических норм не могут ответить им тем же.
Анализируя ситуации в разных регионах мира от Ближнего Востока до Северного Кавказа, от Северной Ирландии до Шри-Ланки, Ральф Питерс приходит к выводу: "Мир для воина является наименее желанным состоянием дел". Только в хаосе, в состоянии войны и беспорядка "класс новых воинов" находит питательную среду и своеобразную среду обитания. Именно поэтому боевики не хотят мира, который для них означает только одно - моральный конец или даже физическую смерть. Именно поэтому, по мнению американского автора, "без интифады многие палестинцы от подростков до стариков не видят смысла своего существования".
Пытаясь разобраться в психологии "класса новых воинов", Ральф Питерс отмечает некоторые своеобразные стороны их поведения. Так, в бывшей Югославии автор столкнулся со многими "патриотами" (причем с разных сторон военного противоборства), которые нашли покой, комфорт, признание и крепкую боевую дружбу только на поле боя. Многие боевики осознанно или неосознанно подражают героям Голливуда - портрет Сильвестра Сталлоне в образе Рэмбо можно было найти в каждом бункере в горах Боснии. "Новые воины" воюют против американского господства в майках с изображением американской певицы Мадонны, нисколько этим не озадачиваясь.
В заключение своего анализа Ральф Питерс утверждает, что численность "воинов"-боевиков в нынешнем мире измеряется миллионами.