- Александр Николаевич, ваше назначение командующим российской погрангруппировкой в Таджикистане совпало с моментом, когда таджикское пограничное руководство ясно дает понять, что границу пора передавать под контроль национальных погранвойск. Что вы думаете по этому поводу?
- Передавать границу таджикской стороне или пока повременить с этим - решать политикам. Пока же правовой статус нашего Пограничного управления продолжает регламентироваться межгосударственным Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, подписанным 25 мая 1993 года, а также целым рядом других различного рода соглашений между нашими странами. Однако нельзя не видеть того, что за 11 лет обстановка в регионе и на таджикско-афганской границе заметно изменилась. Поэтому в прошлом году была создана смешанная рабочая комиссия, которая занимается совершенствованием законодательной базы службы военнослужащих нашего Погрануправления на южных рубежах СНГ. И было уже несколько двусторонних встреч в рамках работы этой комиссии.
Мое же мнение таково. Противостояние различным угрозам истребления земной цивилизации требует объединения совместных усилий не только государств, их силовых структур, но и всего человечества в целом. Российские пограничники на южных рубежах СНГ на протяжении 11 лет доказывают постулат народной мудрости "Один в поле не воин". И, судя по результатам оперативно-служебной деятельности, видна хорошая эффективность совместных усилий Москвы и Душанбе в обеспечении пограничной безопасности не только наших двух стран, но и ряда государств Содружества от таких мировых напастей, как международный терроризм, наркоэкспансия, контрабанда оружия и незаконная миграция. Ведь поток афганского героина разрушает генофонд не только России и Таджикистана, но и стран Центральной Азии, Западной Европы.
- Как вы оцениваете обстановку на таджикско-афганской?
- Оперативная обстановка сложная, напряженная. В Исламской Республике Афганистан вооруженные формирования Переходного правительства и иностранные подразделения контроль над ситуацией в стране осуществляют лишь номинально. И на текущий момент там практически сформирована вооруженная оппозиция, которая оказывает сопротивление правительственным и международным силам, особенно в южных и юго-восточных провинциях страны. Эти силы стремятся создать опорные базы, позволяющие обеспечить развертывание масштабных партизанских действий и в приграничных северных провинциях Кундуз, Тахор и Бадахшан. Отсюда - непрекращающиеся попытки незаконной переброски наркотиков через границу. Можно предположить, что торговля опием, героином является основой финансовой подпитки оппозиционных сил.
Сегодня посевы опийного мака в Афганистане составляют 70-90 тысяч гектаров, и на обработке этих плантаций занято, по минимальным подсчетам, около 1 миллиона 800 тысяч человек. А граждан трудоспособного возраста в Афганистане примерно 7,8 миллиона человек. Теперь посчитайте. Число занятых в опиумном производстве составляет 23% от всего трудоспособного населения страны. Ежегодный доход от этого производства составляет около 1 миллиарда долларов. По данным Управления администрации президента США, площади посевов мака, служащего для производства таких наркотиков, как опий-сырец, морфин и героин, после свержения правительства талибов выросли в 36 раз! Только за последний год, по данным Вашингтона, площадь посевов мака увеличилась в 2 раза.
- А насколько можно верить данным США? Их ЦРУ с поиском оружия массового поражения в Ираке опростоволосилось, сейчас признает свою вину┘
- При оценке посевных площадей в Афганистане ООН и США использовали различные методы: эксперты ООН проводили работу и на местах, и прибегали к помощи коммерческих спутников, в то время как США задействовали свою космическую разведку. Да, данные ООН и США касательно объемов производства опия в Афганистане разнятся: Вашингтон утверждает, что в 2003 году в стране было произведено 2,8 тысячи тонн опия, в то время как эксперты ООН говорят о 3,6 тысячи тоннах. Но согласитесь, что при любой погрешности цифры и тех и других просто ужасающи!
Нас беспокоит, что посевы опийного мака все больше смещаются в приграничные с Таджикистаном северо-восточные провинции. С начала 2003 года в упомянутых мной провинциях площади под наркопосевы были значительно увеличены. Мало того, были дополнительно развернуты порядка 20 лабораторий по выработке героина.
- Но неужели в самом Афганистане с этим вообще никак не борются? В конце концов там находятся войска США, силы антиталибской коалиции!
- Попытки правительства Афганистана по уничтожению посевов опиумного мака, конечно, предпринимаются. Но они нередко встречают ожесточенное сопротивление, в том числе и вооруженное.
Анализ доступных материалов и фактов изъятия наркотических средств свидетельствует о том, что дельцы наркобизнеса очень внимательно контролируют ситуацию. И они в основном уже переориентировались на закупки и реализацию тяжелых и дорогостоящих наркотиков. Это обусловлено удобством в плане объемов и компактности при их транспортировке, а также сверхприбыльностью при реализации криминального товара. Цена одного килограмма героина составляют от 700 долларов в Афганистане до 12 тысяч долларов в центральных районах России. Насколько мне известно, в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде тот же килограмм стоит еще дороже.
- А у вас нет ощущения того, что, если российские пограничники уйдут с Пянджа, наркоэкспансия Таджикистан просто захлестнет?
- Вопрос, что называется, не ко мне. О последствиях вывода российских пограничников с таджикско-афганской границы я не могу судить, поскольку не правомочен давать подобного рода оценки. Но если говорить о результатах борьбы российских пограничников на таджикско-афганской границе с наркоконтрабандой, то можно привести такую динамику. В 1993 и 1994 годах нами было задержано "всего" около 400 кг наркотиков, при этом героина вообще не было. Первые 9,9 кг героина российские пограничники задержали в 1995 году, и его доля составила лишь 0,5% от общего веса перехваченной наркотической контрабанды. Начиная же с 1997 года кривая изъятого героина стала резко подниматься вверх. В отдельные годы мы задерживали большее или меньшее количество наркотиков, но удельный вес героина при этом неизменно возрастал.
В 2003 году российскими пограничниками было задержано свыше 5320 кг наркотиков (на 32% больше, чем в 2002 году). Из них доля героина составила около 2750 кг - абсолютный печальный рекорд за все годы нашей боевой деятельности на Пяндже.
Такой еще штрих. По сравнению с 2002 годом в 2003-м почти в четыре раза возросло количество изъятых у наркокурьеров денежных средств, предназначенных для закупки наркотиков. То есть наблюдается явное увеличение наркоэкспансии. Есть и еще один показатель. Под давлением российских пограничников только на участке Московского пограничного отряда за прошлый год наркоконтрабандные группы десятки раз отказывались от попыток совершения противоправных сделок через границу.
Так что на погрангруппировке лежит большая нагрузка. Однако не стоит забывать, что российские пограничники в Таджикистане - это граждане как России, так и Республики Таджикистан. Сегодня среди военнослужащих Пограничного управления таджикское гражданство имеют 7% офицеров и 17% прапорщиков. Среди контрактников в штатных категориях от рядового до старшины 71% таджикских граждан. И 99% их - среди военнослужащих-срочников, то есть это те, которых призывают местные военкоматы согласно Конституции РТ. Практически все военнослужащие психологически готовы к выполнению задач в условиях боевой обстановки, испытывают положительный настрой на службу.
Таджикскими силовыми структурами, на мой взгляд, также наработан большой опыт противодействия наркотрафику, в основном в приграничных районах и внутри страны. Об этом я сужу по тем совместным операциям, которые мы проводим с нашими таджикскими коллегами, сотрудниками Агентства по контролю за наркотиками при президенте Республики Таджикистан, Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД страны. Повторю, что в настоящее время мы работаем сообща, есть и конкретные результаты. В том же 2003 году в ходе 23 совместных мероприятий с местными силовиками из незаконного оборота было изъято около 730 кг наркотиков, в том числе героина - более 630 кг. Это в полтора раза больше, чем в 2002 году.
- Так или иначе, но приведенные вами цифры свидетельствуют о том, что большинство спецопераций на границе вы проводите все же самостоятельно. Какова эффективность действий российских "зеленых фуражек"?
- Наши аналитики утверждают, что 60% изъятого наркотического зелья захватывается именно во время проведения спецопераций, которые всегда планируются очень тщательно, четко. Могу со всей ответственностью констатировать, что сегодня мы обладаем способностью в достаточной мере упреждать и пресекать противоправные действия организованного, опытного и изощренного противника. То есть границу держим не вслепую, а прочно и надежно, владея обстановкой по обе стороны Пянджа.
- Но, наверное, и наркомафия по одному и тому же пянджскому броду два раза не ходит?..
- Это верно. Наркоструктурами постоянно изыскиваются новые каналы переправы наркотиков через границу. И в последнее время наряду с неснижающимися объемами наркопотока на "традиционных" участках Московского и Пянджского отрядов мы отмечаем восстановление и налаживание системы транспортировки наркотиков на Бадахшанском направлении. Это связано со стабильностью поступлений наркотиков к границе от урожая прошлого, 2003 года.
Меняются и методы доставки. При организации переправ отмечается тщательная подготовка и согласование действий одновременно нескольких групп. Организаторами акций постоянно проводятся мероприятия по дезинформации и отвлечению пограничных сил и средств. Как? А они организуют постоянное наблюдение за служебной деятельностью пограничных подразделений и, исходя из этого, как мы говорим, формируют обстановку на ложном направлении. Кроме того, наркодельцы отлично оснащены технически, весьма мобильны. Распространенным стало использование ими специальных средств связи, которые включают маскираторы речи. В 2003 году нами было изъято у наркокурьеров 14 различных радиостанций.
Ну и, конечно, огневое прикрытие. В 2003-м наши пограничные наряды 12 раз были обстреляны как из сопредельного Афганистана, так и с таджикской территории, 25 раз были вынуждены вступать в боевые столкновения с вооруженными нарушителями границы, как правило, с превосходящими силами противника.
- Жертвы были?
- К счастью, нет. Лишь один пограничник получил огнестрельное ранение. А вот 15 незваных гостей из-за Пянджа нашли свой конец на таджикском берегу.
Но, анализируя тактику действий наркоконтрабандистов за последние несколько лет, мы пришли к выводу, что время "неуправляемых" контрабандистов-одиночек давно прошло. Если хотите, повысился, скажем так, и статус наркокурьеров. В последних числах февраля на одном из участков Московского погранотряда были задержаны пять вооруженных нарушителей с ношей около 80 кг героина и оружием. Так вот, один из задержанных, некий Динмухаммад Мухаммадисхак, оказался 33-летним полковником пограничной охраны Афганистана.
Кроме наркотиков нарушители переправляют еще и средства терроризма. В 2003 году мы обнаружили и изъяли 13 переносных зенитно-ракетных комплексов типа "Стрела" и три пусковые установки к ним, а также реактивные и танковые снаряды, мины, гранаты, выстрелы к гранатометам. Плюс было изъято свыше 100 кг взрывчатых веществ - в 5,3 раза больше, чем в 2002 году.