Терроризм давно и прочно вошел в политическую реальность большинства стран мира, стал настоящим катастрофогенным фактором. При этом современные традиционные понятия, связанные со стратегией и тактикой боевых действий, не дают эффективных возможностей борьбы с этой угрозой. В этой ситуации государства, столкнувшиеся лицом к лицу с практическим террором, вынуждены заниматься разработкой стратегии и тактики борьбы с ним. Современный терроризм - это мощные структуры с соответствующим их масштабам оснащением. Он превратился в весьма прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым "рынком труда" и огромным капиталом. Разрушить эту хорошо отлаженную систему террора возможно также только системно.
МЕТОДЫ БОРЬБЫ
Как показывает опыт зарубежных стран, немаловажное место в противодействии этой системе занимает противостояние в информационной сфере. Терроризм является мощнейшим инструментом информационно-психологической войны. Свои акции бандиты стремятся привязать к крупным политическим событиям. Несомненно, что одной из важнейших задач любых террористических акций является получение значительного общественного и политического резонанса, в первую очередь с помощью средств массовой информации. Это является весьма эффективным "инструментом" для психологической дестабилизации широких кругов общественности и фактически способствует втягиванию в поддержку борьбы с неясными целями огромной массы населения. Применительно к России подобная активизация террористической деятельности может означать возбуждение, подогрев и инициирование ненависти людей против собственной власти, дестабилизацию обстановки на Северном Кавказе, рост национальной и религиозной вражды.
В этих условиях необходима существенная корректировка государственной политики в информационной сфере. При этом основными задачами государства в информационно-психологическом противоборстве террористической угрозе могут стать следующие:
формирование и укрепление доверия у российской и зарубежной аудитории к политике государства и мирового сообщества по предотвращению террористической угрозы;
информационное противодействие прямому манипулированию общественным мнением в западных и некоторых отечественных СМИ, осуществляемому с целью односторонней интерпретации социально-политических процессов, экономических реалий, неадекватной оценки событий в России;
широкомасштабное противодействие идеологическим истокам терроризма в стране и за рубежом;
разработка типовых сценариев и непосредственное психологическое воздействие на возможных участников террористических актов с целью изменения их психологических установок на совершение террористического акта.
Сегодня, как никогда, меры по борьбе с терроризмом, применяемые как российским политическим руководством, так и руководителями других государств, нуждаются в активной информационной поддержке.
В этой связи встает задача распространения системной, взвешенной информации о состоянии и проблемах защиты прав граждан в РФ, отражения событий в России не через призму идеальных или спекулятивных представлений о демократии, а с позиции реальной современной российской политической истории и национальных интересов нашей страны. Это же касается и других государств, к примеру, США, ведущих активную борьбу с терроризмом и подвергающихся мощному информационному прессингу. Необходимо решительно пресекать всякие попытки использования терроризма в качестве политического оружия в борьбе за власть. Поиски "пятой колонны" или врагов в собственном доме на руку только террористам.
В настоящее время недостаточно высокий уровень правовой и политической культуры населения, чувство апатии в связи с "разочарованием в политике" предоставляют широкие возможности для манипуляции общественным сознанием массовой аудитории с помощью СМИ. Основными "направлениями ударов" в СМИ, как правило, являются государственные органы, отдельные политики, конкурирующие СМИ. В ходе процессов манипуляции активно применяются ложные факты, ложные рассуждения, акцентирующие эмоциональное, а не рациональное осмысление имеющейся информации; обычные факты, введение которых меняет приоритетность полученных данных; стандартные рассуждения, которые позволяют, опираясь на ложные или истинные факты, прийти к нужным выводам.
В настоящее время США также сталкиваются со стремлением различных политических, экстремистских и криминальных сил направить против них мировое общественное мнение, настроить против вооруженных сил коалиции мирное население Афганистана, Ирака и некоторых других стран, где ярко выражен исламско-экстремистский конфликтогенный фактор.
В этой связи существенным шагом в сфере международной безопасности стало бы принятие на международном уровне программы законодательных инициатив по повышению ответственности СМИ за подаваемую информацию, а также разработка строгого этического кодекса, которому должны следовать все работники массмедиа.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Помимо противостояния терроризму в глобальном масштабе, большое внимание следует уделять и в той или иной степени персонифицированному психологическому воздействию. К нему можно отнести как психологическое воздействие непосредственно на террористов по разработанным типовым сценариям, так и контрпропаганду, проводимую среди возможных участников террористических актов. Разработка типовых сценариев психологического воздействия на участников террористического акта в зависимости от того, кем они являются, осуществляется посредством двух стратегий: силовое воздействие с обязательным психологическим компонентом и ненасильственные действия, в первую очередь - переговоры. При этом важнейшая цель переговоров - сохранение жизней заложников и участников операции с соответствующими гарантиями для террористов. Непосредственное психологическое воздействие на возможных участников террористических актов целесообразно проводить с целью посеять в них неуверенность в правильности их действий, убедить их отказаться от совершения запланированных акций. В этой связи необходимо знать психологические особенности и личностные предрасположенности, которые часто становятся побудительными мотивами вступления индивидов на путь терроризма.
К таким особенностям современные психологи относят сверхсосредоточенность на защите своего "Я", недостаточную личную идентичность, низкие самооценки, сильную потребность в групповой идентификации, переживание большой степени социальной несправедливости со склонностью проецировать на общество причины своих неудач, социальную изолированность и отчужденность, ощущение потери жизненной перспективы.
В большинстве случаев террористами становятся молодые люди в возрасте 20-25 лет, получившие воспитание в патриархальной и весьма религиозной культуре. В их сознании обычно присутствуют устойчивые представления об исторической травме своей нации и мощные эмоциональные связи с последней. Типичные социальные чувства - скорбь и горе, в сочетании с ущемленной национальной гордостью. Чаще всего для террористов характерны в значительной степени "искаженные" представления об "историческом обидчике" и потребность в возмездии. Эти представления обычно дополняются актуальной психической травмой, связанной с реальными фактами гибели родных, близких или просто знакомых, нередко - непосредственно на глазах у будущего террориста.
В культуре того общества, откуда пополняются ряды террористов, их смерть считается героической и благородной жертвой, подвигом мученичества.
Среди террористов становится все больше женщин. Как правило, это замкнутые люди, глубоко переживающие несправедливость и обиды, хотя внешне они создают впечатление высокопорядочных людей с огромным чувством долга и ответственности. Террористические центры отыскивают таких женщин и проводят переориентацию их установок в рамках сохраненных личностных ценностей.
В силу вышеизложенного, можно сделать вывод, что рациональное разубеждение террориста является крайне сложной задачей. Ему практически неведом страх и раскаяние в совершаемом или совершенном. Попытка изобразить террориста в качестве психически больного неверна, как не соответствуют действительности и представления о террористе как о примитивном, малообразованном человеке. Ложной является установка и о том, что терроризм возникает в бедных странах. Если поднять уровень жизни, это снизит уровень преступности, но не исключит опасности возникновения терроризма. Это явление имеет глубинные психологические истоки - разрушение традиционного уклада жизни, ценностей, составляющих основу мироощущения человека.
В этой связи необходимо предпринимать серьезные меры по обеспечению у потенциальных участников террористических акций стабилизирующего психологического основания, позволяющего чувствовать себя целостной личностью. Для недопущения роста количества членов радикальных группировок необходимо победить в потенциальных террористах апатию и другие формы социальной дезадаптации. Разумеется, решающее значение здесь будут иметь экономические и социальные факторы: возможность получать образование, стабильный и достаточный заработок, семейное благополучие и т.п. Не следует забывать, что чем более экономически, социально и политически бесперспективна ситуация в обществе, тем больше вероятность возникновения там террористического типа мировосприятия. И задачи по формированию и развитию у граждан высоких профессиональных качеств, повышению уровня образования, положительной мотивации к активной и продуктивной деятельности, выработке навыков выживания в экстремальных условиях, пропаганде физического воспитания и здорового образа жизни, несомненно, остаются актуальными. Но не менее важное значение имеют и нравственные, культурные факторы, исходя из которых человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей.
Большое значение имеет профилактика терроризма на уровне семьи. При решении этой задачи основные усилия структур, ответственных за воспитание нового поколения, развитие культуры, радио-, теле- и печатных СМИ необходимо сосредоточить на формировании нравственных норм и ценностей, национального самосознания, культуры и духовности общества, снятии социально-психического стресса. При этом становится недопустимым дальнейшая культивация насилия и жестокости как на экранах, так и в печатных изданиях.
Однако сегодня, несмотря на осознание ведущей роли СМИ в противодействии информационной составляющей террористической угрозы, политика некоторых российских и зарубежных "либеральных" массмедиа направлена в конечном счете на отчуждение чеченцев, кавказцев и раскол российского общества по этноконфессиональному признаку.
Таким образом, активизация угрозы международного терроризма вызывает необходимость решения новых задач по противодействию этому явлению, в том числе и в информационной сфере. В этом случае самый надежный способ информационно-психологического противодействия терроризму состоит в том, чтобы повысить барьер внутреннего сопротивления аудитории идеологии террористов. Это под силу только государству с мощными идеологическими концепциями и аппаратом их распространения.