Мировое сообщество под эгидой ООН определило терроризм и наркоагрессию как самые серьезные угрозы человечеству в XXI в. Непреложность этого факта-вывода вряд ли кто возьмется оспаривать. А в рамках анализа ситуации в целом замечено, что лидеры различных террористических организаций и бароны наркобизнеса в последние вот уже более 10 лет проявляют повышенный интерес к территориям государств-участников СНГ. Это, как полагают эксперты, обусловлено не только особенностями геополитического положения этих стран, но и, судя по всему, в немалой степени - несовершенством действующих национальных законодательств, "прозрачностью" внутренних границ, наличием проблем в организации пограничного, таможенного и миграционного контроля, визового режима и увеличением миграционных потоков между данными государствами.
Увы, надо констатировать, что в самих этих странах, по экспертным оценкам, не всегда адекватно реагируют на все возрастающие с каждым годом обозначенные выше угрозы. Тем отраднее констатировать, что буквально в последние год-два-три в государствах СНГ в плане пограничного сотрудничества наметились заметные положительные сдвиги. Так, наблюдатели весьма внимательно следили за проходившей летом 2004 г. первой совместной в рамках Совета командующих Пограничными войсками (СКПВ) и по единому замыслу специальной пограничной операцией "Достык" ("Дружба").
ОТ "ЗАРНИЦ" - К РЕАЛЬНЫМ ОПЕРАЦИЯМ
Данная спецпограноперация преследовала цель противодействия проникновению через границы государств - участников СНГ Центрально-Азиатского региона (ЦАР) с территории Афганистана средств террора, наркотиков и нелегальных мигрантов. Решение на операцию было принято СКПВ еще 5 ноября 2003 г. Документ подписали главы пограничных ведомств Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. При этом привлекались заинтересованные министерства и ведомства, спецслужбы, в том числе органы МВД, таможенного контроля и миграционной полиции упомянутых стран. Так же было организовано взаимодействие с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Антитеррористическим центром (АТЦ) государств - участников СНГ и Региональным антитеррористическим центром (РАТЦ) Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Общее руководство ходом подготовки и проведения операции осуществляла Пограничная служба Комитета национальной безопасности (КНБ) Республики Казахстан.
Число участников, как видим, не может не впечатлять. Но и силы и средства были задействованы немалые. Достаточно сказать, что в ней было задействовано 13 тыс. 550 военнослужащих, 8 вертолетов, самолет Ан-72, 684 автомобиля, 10 бронетранспортеров, 233 служебные собаки. Основные усилия пограничники сосредоточили на реальных по угрозам Пянджском и Московском направлениях в Таджикистане; на Баткенском, Хайдарском и Ошском - в Киргизии и в Узбекистане, на Актауском, Бейнеуском, Сарыагашском и Таразском направлениях в Казахстане, а также на Астраханском, Купинском и Рубцовском направлениях в России.
Подобный подход сразу дал практические результаты. Специалистами пограничных ведомств были вскрыты два новых канала незаконной миграции, определены основные маршруты движения нелегальных мигрантов, транспортировки средств террора и пути наркотрафика. Причем, анализ показал, что если каналы движения курьеров с естественными наркотиками типа марихуаны практически не изменились и сохраняются в пределах выявленного ранее (что позволяет достаточно успешно с ними бороться), то такой тяжелый наркотик, как героин, прочно "осел" на маршрутах движения нелегальных мигрантов из ДРА через Киргизию, Таджикистан, Туркмению и Узбекистан.
Всего в ходе совместных действий при проведении специальной пограничной операции "Достык" было предупреждено 187 правонарушений, задержаны 841 нарушитель границы и 94 нелегальных мигранта, изъято 3 авиабомбы ФАБ-250, 2 автомата АКМ, 2 винтовки ТОЗ-8, 2 охотничьих ружья 16-го калибра, боеприпасов различного калибра к стрелковому оружию в количестве 1125 штук, 203,827 кг наркотических веществ, 12 экземпляров литературы экстремистской направленности, а также пресечено контрабанды: аммиачной селитры - 9 тонн, феррохрома - 32,4 тонны и 1 кг ртути.
Таким образом, очевидно, что проведение в рамках СКПВ первой по единому плану и замыслу специальной пограничной операции позволило пограничным ведомствам организовать совместное противодействие попыткам трансграничной организованной преступности расширить масштабы незаконного перемещения через границы и территории государств - участников СНГ ЦАР с территории Афганистана оружия, боеприпасов, средств диверсий, наркотических средств и нелегальных мигрантов.
ОБУЗДАТЬ БРАКОНЬЕРОВ
Эта специальная операция хотя и была первой подобного рода, но не стала единственной. Во второй половине июня 2004 г. в соответствии с тем же решением СКПВ Пограничная служба КНБ Республики Казахстан и Пограничная служба ФСБ Российской Федерации провели совместные (по единому замыслу) мероприятия по пресечению браконьерской деятельности и охране морских биоресурсов в акватории Каспийского моря. В данном случае общее руководство ходом подготовки и проведения мероприятий осуществляла Погранслужба ФСБ.
На первом этапе была проведена подготовка органов управления к выполнению поставленных задач и создан единый орган управления на период профилактических мероприятий.
Второй этап предусматривал проведение разведывательно-поисковых действий в зоне совместных мероприятий, пресечение незаконного промысла и браконьерской деятельности в Каспийском море, пресечение попыток незаконного въезда (выезда) на свою территорию представителей браконьерских группировок. Здесь же преследовались цели пресечения попыток контрабандного ввоза (вывоза) продуктов браконьерской деятельности (в том числе и оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотиков), локализации конфликтных ситуаций на море и побережье с браконьерскими группами. Ибо, например, известно, что население прибрежных районов Каспия нередко весьма сочувствует браконьерам, бывали даже попытки отбить задержанных у пограничников и органов правопорядка.
Результат такой организации и выбора направление деятельности тоже не замедлил сказаться. Было осмотрено 72 судна и 14 плавсредств, задержано 11 малых плавсредств, 21 нарушитель пограничного режима и 17 нарушителей режима границы. Изъято контрабанды на сумму 287 тыс. рублей, наложено штрафов на 16 человек. Изъято 6 малых плавсредств, 3 подвесных рульмотора, 17 770 м сетей, морепродуктов - 364 кг (рыбы осетровых пород - 164 кг, частиковых пород - 200 кг), 25 штук крючковых самоловных снастей, 4400 штук крючьев. 5 единиц транспортных средств. Было также уничтожено 9 браконьерских стоянок. В очередной раз подтвердилось также, что доходы браконьеров позволяют им закупать самую современную технику для противодействия пограничникам. В ходе операции было изъято только одно средство космической связи, но, по оперативным данным, браконьеры пользуются ими далеко не в единичном количестве.
Выводы из совместно проведенных мероприятий погранслужбы КНБ и ФСБ сделали следующие: специальные пограничные операции такого плана и совместные активные действия по профилактике браконьерства в акватории северной части Каспийского моря целесообразно проводить в период нерестового хода рыбы осетровых пород (апрель-май, сентябрь-октябрь).
СПЕЦОПЕРАЦИИ СОЗДАЛИ ПРОГРАММУ БОРЬБЫ
Итоги операций и анализ действий сторон были доложены Совету командующих Пограничными войсками стран СНГ. Результатом стала подготовка Программы сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2005-2007 гг. В то же время главы погранведомств считают, что основными направлениями взаимодействия должны стать выработка международной стратегии, обеспечение координации совместной деятельности в борьбе с наркобизнесом путем заключения соответствующих договоров, создание единого правового поля противодействия наркоагрессии (унификация нормативных правовых актов), организация практического взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ и органов Содружества в борьбе с наркобизнесом.
Очевидно, что в этих условиях предстоит и дальше активизировать меры по противодействию незаконному обороту наркотических средств. В числе этих мер должны быть не только конкретные мероприятия по выявлению каналов ввоза наркотиков через государственные границы стран СНГ, но и дальнейшая разработка соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Необходимо также ускорить создание Единой системы учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств - участников СНГ, и продолжать пополнение (по линии ответственности пограничных ведомств) специализированного объединенного банка данных органов безопасности, специальных служб и иных заинтересованных ведомств государств Содружества о транснациональных преступных группах, их лидерах, причастных к незаконному обороту наркотиков, потенциальных перевозчиках и сбытчиках, маршрутах, каналах и способах транспортировки наркотиков.
Опыт пограничного сотрудничества показывает, что в этой работе также важно информирование заинтересованных ведомств (без предварительного запроса) о лицах, имеющих межрегиональные или международные связи, обоснованно подозреваемых в причастности к контрабанде и незаконному обороту наркотиков. Важна также и информация о транспортных средствах, используемых в этих целях, проведение согласованных межведомственных оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций по пресечению незаконного перемещения через границы государств - участников СНГ наркотических средств, в том числе по методике "контролируемая поставка".
Предлагается создать в Центрально-Азиатском регионе межгосударственный питомник по разведению и дрессировке служебно-разыскных собак, специализирующихся на поиске наркотических средств, оружия и боеприпасов. На его базе можно было бы готовить кинологов для работы на государственной границе, постоянно действующие международные курсы по обмену передовым опытом борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и повышению квалификации специалистов в этой области (совместно с региональным представительством Управления по наркотикам и преступности в Центральной Азии).
Немаловажно совершенствовать и вопросы координации действий по противодействию наркоэкспансии представителей погранведомств СНГ с пограничной охраной третьих стран. Ведь бывает важно, чтобы коллеги-пограничники, сохраняли для заинтересованных органов СНГ изъятые из оборота наркотики, являющиеся вещественными доказательствами - с целью передачи заинтересованной стороне для проведения (завершения) необходимых следственных действий.
В соответствии с принятыми Советом глав государств и Советом глав правительств Содружества Независимых Государств решениями по укреплению пограничной безопасности Совет командующих планирует в 2005 г. провести очередные межведомственные профилактические мероприятия и специальные пограничные операции (с привлечением заинтересованных министерств и ведомств государств - участников СНГ), подобные описанным выше. Ибо совершенно очевидно, что это дает хорошие результаты и способствует развитию как двустороннего, так и многостороннего сотрудничества с главными "угрозами века".