Лидеры различных террористических организаций и бароны наркобизнеса в последние вот уже более 10 лет проявляют повышенный интерес к территориям государств-участников СНГ. Это, как полагают эксперты, обусловлено не только особенностями геополитического положения этих стран, но и, судя по всему, в немалой степени – несовершенством действующих национальных законодательств, «прозрачностью» внутренних границ.
Увы, надо констатировать, что в самих этих странах, по экспертным оценкам, не всегда адекватно реагируют на все возрастающие с каждым годом «угрозы века». Тем отраднее констатировать, что буквально в последние год-два-три в государствах СНГ в плане пограничного сотрудничества наметились заметные положительные сдвиги. Так, наблюдатели весьма внимательно следили за проходившей летом 2004 г. первой совместной в рамках Совета командующих Пограничными войсками (СКПВ) и по единому замыслу специальной пограничной операцией «Достык» («Дружба»).
Данная спецпограноперация преследовала цель противодействия проникновению через границы государств – участников СНГ Центрально-Азиатского региона (ЦАР) с территории Афганистана средств террора, наркотиков и нелегальных мигрантов. Участие в ней приняли Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Силы и средства были задействованы немалые: 13 тыс. 550 военнослужащих, авиация, авто- и бронетехника, сотни служебных собак. Основные усилия пограничники сосредоточили на реальных по угрозам географических направлениях в упомянутых странах.
Результаты сказались быстро. Были вскрыты два новых канала незаконной миграции, определены основные маршруты движения нелегальных мигрантов, транспортировки средств террора и пути наркотрафика. Причем, анализ показал, что если каналы движения курьеров с естественными наркотиками типа марихуаны практически не изменились и сохраняются в пределах выявленного ранее (что позволяет достаточно успешно с ними бороться), то такой тяжелый наркотик, как героин, прочно «осел» на маршрутах движения нелегальных мигрантов из ДРА через Киргизию, Таджикистан, Туркмению и Узбекистан.
Всего в ходе совместных действий были задержано около тысячи нарушителей границы и нелегальных мигрантов, изъято оружие и боеприпасы, более 200 кг наркотических веществ, литература экстремистской направленности...
Эта специальная операция хотя и была первой подобного рода, но не стала единственной. Во второй половине июня 2004 г. пограничные службы Казахстана и России провели совместные (по единому замыслу) мероприятия по пресечению браконьерской деятельности и охране морских биоресурсов в акватории Каспийского моря. Здесь же преследовались цели локализации конфликтных ситуаций на море и побережье с браконьерскими группами. Ибо, например, известно, что население прибрежных районов Каспия нередко весьма сочувствует браконьерам, бывали даже попытки отбить задержанных у пограничников и органов правопорядка.
Результат тоже предвосхитил ожидания. Было изъято значительное количество средств незаконного лова, одних только сетей – почти 18 тыс. метров. И в очередной раз подтвердилось также, что доходы браконьеров позволяют им закупать самую современную технику для противодействия пограничникам.
Но, пожалуй, главным результатом этих двух операций стало то, что был подготовлен проект Программы сотрудничества государств СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2005–2007 гг. В то же время главы погранведомств считают, что основными направлениями взаимодействия должны стать выработка международной стратегии, обеспечение координации совместной деятельности в борьбе с наркобизнесом путем заключения соответствующих договоров, создание единого правового поля противодействия наркоагрессии (унификация нормативных правовых актов), организация практического взаимодействия компетентных органов стран СНГ в борьбе с наркобизнесом.
Очевидно, что должна быть продолжена и разработка соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Необходимо также ускорить создание Единой системы учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств СНГ, и продолжать пополнение (по линии ответственности пограничных ведомств) специализированного объединенного банка данных органов безопасности, специальных служб и иных заинтересованных ведомств государств Содружества о транснациональных преступных группах, их лидерах, причастных к незаконному обороту наркотиков, потенциальных перевозчиках и сбытчиках, маршрутах, каналах и способах транспортировки наркотиков.
Опыт пограничного сотрудничества показывает, что в этой работе также важно информирование заинтересованных ведомств (без предварительного запроса) о лицах, имеющих межрегиональные или международные связи, обоснованно подозреваемых в причастности к контрабанде и незаконному обороту наркотиков. Важна также и информация о транспортных средствах, используемых в этих целях, проведение согласованных межведомственных оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций по пресечению незаконного перемещения через границы государств – участников СНГ наркотических средств, в том числе по методике «контролируемая поставка».
Немаловажно совершенствовать и вопросы координации действий по противодействию наркоэкспансии представителей погранведомств СНГ с пограничной охраной третьих стран. Ведь бывает важно, чтобы коллеги-пограничники сохраняли для заинтересованных органов СНГ изъятые из оборота наркотики, являющиеся вещественными доказательствами, – с целью передачи заинтересованной стороне для проведения (завершения) необходимых следственных действий.
В 2005 г. в соответствии с принятыми главами государств решениями по укреплению пограничной безопасности Совет командующих планирует провести очередные специальные пограничные операции. Ибо необходимость в них, с учетом уже имеющегося опыта, совершенно очевидна.