Дискуссии о роли ядерного оружия и ядерной стратегии в современном мире проходят не только на страницах "НВО". В Вашингтоне в апреле в фонде "Наследие" состоялся семинар на эту тему. Вот основные выводы дискуссии о роли ядерного оружия в XXI веке. Российскому читателю могут быть интересны рекомендации американских специалистов руководству своего государства.
ПОСЛЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
Исследовательские проекты в сфере ядерных вооружений - программы производства современного плутониевого взрывателя, ядерного оружия подземного проникания, повышения готовности к ядерным испытаниям и программа передовых концепций - вызвали дебаты в свете решения Конгресса США о сокращении их финансирования.
Роль ядерного оружия изменилась по сравнению с эпохой холодной войны, однако ее уроки все еще поучительны. В ту пору значение ядерного оружия определялось наличием главного противника США - Советского Союза - и опорой на "баланс страха". Считалось, что нацеливание ядерного оружия не только преимущественно на военные цели, но и на государственные, городские и промышленные объекты было стабилизирующим фактором. Это, в свою очередь, определяло количество и типы необходимых ядерных вооружений. Главным механизмом сдерживания, оказавшимся чрезвычайно эффективным и надежным, был именно этот "баланс страха".
После холодной войны США и Россия больше не противники. На сегодняшний день угрозу представляют государства региональные, имеющие оружие массового уничтожения (ОМУ) и средства доставки большой дальности. Малые военные державы теперь в состоянии угрожать военным и гражданским целям в США. В такой ситуации ядерное сдерживание - не очень надежное средство, а потенциал, который раньше стабилизировал обстановку, теперь может оказывать дестабилизирующее воздействие.
Однако ядерное сдерживание продолжает играть важную роль. Старые арсеналы вооружений необходимо изменить так, чтобы обеспечить ядерное сдерживание в новой и динамичной обстановке. Соединенным Штатам необходимо быть готовыми реагировать на кардинальные перемены более, чем когда-либо.
НОВЫЙ НАБОР ТРЕБОВАНИЙ
Настало время проанализировать ситуацию в области ядерного оружия. В связи с ростом распространения ОМУ в глобальном масштабе представляются важными четыре основных концепции, описанные в докладе "Обзор состояния ядерного оружия за 2002 год".
Первая - "Уверить". Друзья и союзники, не доверяющие ядерному сдерживанию США, могут использовать собственные возможности для самовооружения. Необходимо уверить друзей и союзников, что Соединенные Штаты сохраняют потенциал ядерного сдерживания и что сдерживание - это не блеф.
Вторая - "Разубедить". Разубеждение предусматривает сохранение лидирующего положения в области модернизации сил и состояния сил и использование этой сильной позиции для гарантии того, чтобы ни одна страна или другая сила не захотела оспорить эту позицию.
Третья - "Сдерживать". Сдерживание остается главной концепцией в обстановке после холодной войны. Однако нынешние обстоятельства, например рост распространения ОМУ, означают, что ядерное оружие должно быть более гибким. Стабильность, надежность и правильное сочетание возможностей - все это значительно важнее, чем одно только количество ядерных зарядов.
Четвертая - "Нанести поражение". Для того чтобы нанести поражение противнику, необходимо обладать соответствующими моменту боевыми возможностями (например, высокой точностью попадания, низкой мощностью ядерного боеприпаса и оружием, приспособленным к конкретной ситуации). В условиях динамичной стратегической обстановки важно не исключать любые варианты.
В "Обзоре состояния ядерного оружия" указывалось на необходимость гибкой ядерной политики. Политики должны помнить, что ядерная модернизация касается не только ядерных боеприпасов, но и средств их доставки. Эта важная инфраструктура и поддерживающие ее программы отодвинуты на второй план. Необходимо разработать новые военные требования для того, чтобы действовать в этой изменившейся обстановке и обеспечить наличие современной стратегической силы, способной противостоять существующим вызовам. К их числу относятся, в частности, следующие:
- нацеливание ядерного оружия на объекты руководства войсками и военного управления и командования, которые могут действовать на базе укрепленных подземных объектов.
- ядерные коалиции противника, которые могут включать государства-изгои, потерпевшие или терпящие крах государства, мощные террористические группы, способные захватить слабые государства, и террористические группы, получившие убежище на территории отдельных государств.
- новые союзники, обладающие ядерным оружием, которые не доверяют или не вполне доверяют способности США к ядерному сдерживанию.
- оружие с электромагнитным излучением (микроволновое оружие) - это эффективное средство ядерного сдерживания, которым может обладать противник.
Соединенные Штаты должны подготовить свой ядерный потенциал ко всем ситуациям. Одновременно следует соблюдать правильное соотношение наступательного и оборонительного ядерного оружия и поддерживать прочную оборону.
Остается главный вопрос. Какая ядерная позиция соответствует нашим возможностям наиболее цельно и интегрировано?
РЕКОМЕНДАЦИИ
Нынешние ядерные запасы США почти не отличаются от тех, которые были предназначены для ведения войны с Советским Союзом и практически бесполезны против угроз сегодняшнего дня. США могут предпринять ряд шагов по модернизации своего ядерного потенциала.
Во-первых, принять двойную стратегию ядерного сдерживания в отношении воинственных государств и предотвращения распространения ОМУ среди законопослушных государств.
Во-вторых, прекратить мораторий на испытания ядерного оружия. Испытания не только полезны для НИОКР в сфере новых возможностей, но также поддерживают безопасный, надежный и эффективный стратегический запас.
В-третьих, восстановить финансирование НИОКР по новому ядерному оружию, отвечающему требованиям современной обстановки, и восстановить эффективное ядерное сдерживание.
В-четвертых, сконцентрировать глобальные усилия против распространения ОМУ на проблеме распространения, а не ядерного разоружения.