Поистине стремительное развитие средств воздушно-космического нападения требует столь же быстрого совершенствования воздушно-космической обороны, основной частью которой является ПВО страны и войск. Поэтому нельзя не обратить внимание на плачевное состояние ее важнейшей составляющей в России – системы С-50, призванной обеспечить защиту главного объекта прикрытия – Москвы и Центрального промышленного района РФ (Московской области).
Начать следует с самого важного. Сроки приведения огневых средств (полков С-300) системы С-50 в боевую готовность с полным использованием их возможностей ранее исчислялись минутами. Сегодня же это может произойти только по истечении многих суток. Почему? А потому, что необходимо проведение длительных мероприятий по доукомплектованию и подготовке частей сокращенного состава и кадров до полных штатов.
Вследствие резкого сокращения этих полков, нарушившего сложившуюся систему их эшелонирования и взаимного прикрытия, боевые возможности системы С-50 катастрофически упали. Если до реформирования ПВО к объектам Москвы и Московской области в ходе даже внезапного первого удара вероятного противника через систему обороны С-50 могли прорваться максимум от двух до шести маловысотных стратегических крылатых ракет (СКР) из 100, то в настоящее время даже после длительных подготовительных сроков приведения огневых средств в боевую готовность систему обороны С-50 способны будут преодолеть не менее 75 СКР из 100.
Стационарные командные пункты соединений ПВО системы С-50, эксплуатируемые более полувека на известных вероятному противнику позициях, обречены на поражение во время первого же удара. Такая же судьба постигнет и все стационарные средства ракетно-космической обороны Космических войск, дислоцированные в границах района и прикрываемые системой С-50.
Совершенно очевидно, что формально система обороны Москвы и области существует, но фактически она ничего и никого не прикрывает. Поэтому совершенно обоснованно комиссия Главного контрольного управления президента РФ по результатам проверки еще в июле–сентябре 2001 года сделала вывод, что город Москва и Центральный промышленный район системой С-50 от возможных ударов не только перспективных, но и существующих средств воздушного нападения не прикрываются. За прошедшие с момента проверки годы катастрофическое состояние системы С-50 только усугубилось. Поэтому ничего, кроме удивления, не вызывают шапкозакидательские доклады генералов и заявления в прессе о могуществе и высокой готовности войск ПВО, победные реляции по результатам проводимых примитивных учений и тренировок остатков системы ПВО страны. Если это политические заявления, например, в ответ на размещение сил НАТО в Прибалтике, то на кого они рассчитаны? Вероятный противник благодаря данным космической разведки знает возможности нашей системы ПВО лучше, чем высокопоставленные российские генералы.
Еще в те времена, когда нынешний президент РФ был секретарем Совета безопасности страны, СБ был сделан чрезвычайно важный вывод: из всего спектра военных угроз наибольшую опасность для России представляет угроза применения средств воздушного нападения – ударная авиация и крылатые ракеты всех видов базирования. В последующие годы это неоднократно подтверждено на практике в Ираке, Югославии, Афганистане.
Представляется, что сегодня в военной сфере России нет более важной и срочной задачи, чем форсированное восстановление системы С-50. Финансовых средств для этого потребуется немало, хотя гораздо меньше, чем на покупку британского футбольного клуба.
Численность личного состава полков С-300 можно восстановить за счет сокращения огромного количества хозяйственных частей и подразделений во всех звеньях Минобороны РФ и на территории всей страны, неквалифицированно решающих нарастающие проблемы ЖКХ в гарнизонах (на военных объектах) и в генеральских коттеджах, собирающие там пустые бутылки и прочий мусор. А соответствующие работы возложить на специалистов ЖКХ ближайших местных органов власти.
Особенно важно в сжатые сроки доработать утверждаемый президентом РФ «План (программу) форсированного восстановления боеспособности системы С-50 в 2005–2007 гг. и развития системы на период до 2015 года». Разработку плана и контроль выполнения поручить непосредственно правительству РФ с участием центрального аппарата Минобороны РФ (Генеральный штаб, Управления вооружения, финансово-экономическая служба и др.).
Трансляция задачи разработки такого плана через МО РФ в сегодняшние обескровленные ВВС, в состав которых входят войска ПВО, крайне нецелесообразна, поскольку его постигнет судьба проекта «Целевой программы реформирования противовоздушной обороны г. Москвы до 2000 года», разрабатывавшейся в соответствии с поручением президента РФ от 28 февраля 1997 года
№ 762, окончательно проваленной (не согласованной) Управлением вооружения ВС РФ и возвращенной в Главкомат ВВС в 2003 году.