Колумбия - единственная страна Латинской Америки, где и сегодня действуют незаконные вооруженные формирования леворадикального толка. Это - две военно-политические организации: Армия национального освобождения (ЭЛН) и Революционные вооруженные силы Колумбии (ФАРК). Только в 1985-1998 годы было зарегистрировано 14 тыс. боестолкновений между повстанцами и правительственными войсками. В них погибли 45 тыс. человек. И это без учета потерь среди мирного населения и участников правых военизированных организаций самообороны - АУК. Общая же численность убитых составила за тот же период 200 тыс. человек. Если в конце прошлого столетия колумбийское противоборство эксперты относили к категории конфликтов малой интенсивности, то к началу XXI века оно по количеству жертв (в 2002 году свыше 1000 человек) было включено в разряд крупных конфликтов.
"НЕСГИБАЕМЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ"
Армия национального освобождения была создана в 1964 году по инициативе группы колумбийских студентов, обучавшихся ранее на Кубе. Стратегические задачи командования ЭЛН включали борьбу с американским империализмом и подрыв позиций колумбийского государства. Взяв курс на вооруженный захват власти, ее лидеры призывали образовать революционный и демократический фронт в составе рабочих, крестьян, студентов и части средних слоев населения. Но постепенно романтическое поколение прокубинской герильи меняло тактику, все чаще прибегая к террористическим методам.
Участники ЭЛН, часто именуемые геваристами, остаются и по сей день на позициях догматического марксизма и сохраняют верность кубинской теории очагов партизанской борьбы, но их практика обогатилась новыми методами, нацеленными на нанесение ущерба экономике Колумбии. Излюбленные мишени ЭЛН - объекты инфраструктуры, в частности боевики осуществляют взрывы опор на линиях электропередач и магистральном газопроводе, хотя от последствий этих диверсий страдают прежде всего рядовые колумбийцы. Для пополнения казны "революционеры" прибегают к ограблениям банков, захвату заложников с целью получения выкупа и рэкету, которым в соответствии с учением о классовой борьбе подвергаются зажиточные колумбийцы. Зона действия ЭЛН включает города и сельские районы на севере страны.
В течение последних пяти лет численность Армии национального освобождения колебалась в пределах 3-5 тыс. человек. Однако ЭЛН значительно уступала и уступает в военном отношении Революционным вооруженным силам Колумбии.
Отцом-основателем ФАРК (1966 год) считается активист Коммунистической партии Колумбии и участник крестьянского сопротивления Мануэль Маруландо. На начальном этапе программа фарковцев была тождественна документам КПБ, а в их отрядах находились комиссары-коммунисты. Социальной опорой ФАРК стало сельское население, страдающее от малоземелья, а главным врагом - США и местная олигархия.
В 1970-е годы Революционные вооруженные силы дистанцировались от промосковских коммунистов и принялись исповедовать принципы маоистской теории длительной народной войны. Отряды ФАРК действовали в различных департаментах Колумбии, нападали на полицейские участки и солдатские казармы, расправлялись с представителями местных властей.
Тактика фарковцев изменилась в 1990-е годы, когда борьба с наркокартелями существенно ослабила позиции государства. Тогда партизанское подполье активно включилось в структуры наркобизнеса. Сначала фарковцы предоставляли семена коки крестьянам, побуждая их возделывать эту прибыльную культуру, параллельно оказывали услуги по охране плантаций и транспортировке зелья, а затем перешли к установления контроля над районами культивации наркокультур и созданию лабораторий по производству кокаина. Доходы ФАРК от наркобизнеса ежегодно составляли от 300 до 500 млн. долларов. Переход на самофинансирование облегчил привлечение новых боевиков, хотя командование ФАРК прибегало и к насильственному рекрутированию сельской молодежи и подростков.
А НАМ ВСЕ РАВНО...
Разоружение и демобилизация мелких повстанческих группировок в начале 1990-х годов не привели к умиротворению страны. Отряды боевиков действовали уже в половине департаментов, операции в сельской местности они сочетали с атаками на города, устанавливая контроль над транспортными артериями, блокировали передвижение грузов и пассажиров, уничтожали экономические объекты, производили массовые захваты заложников - от едущих в автобусах мирных граждан до прихожан в храмах. Только в первом квартале 2000 года было совершено 1073 похищений, 58 массовых убийств и 66 нападений на населенные пункты, в 2002 году число похищенных возросло до 2986 человек. К этому времени фарковцы уже широко применяли заминированные автомобили для взрывов общественных центров, административных зданий, зданий клубов и ресторанов, устраивали диверсии на объектах энерго- и водоснабжения, занимались угоном гражданских самолетов и не останавливались перед казнями захваченных людей.
Многосторонняя структура конфликта, в котором правительственным войскам противостояли несколько партизанских армий, осложняет попытки его политического урегулирования. Ибо, к примеру, фарковцы, будучи фундаменталистами от герильи, не признают легитимности властей на всех уровнях. Правда, в течение трех лет, с 1999-го по 2002 год, Революционные вооруженные силы создавали видимость участия в мирном процессе, инициированном президентом Колумбии Пастраной, добиваясь односторонних уступок от правительства. Но ФАРК использовали предоставленную им обширную "зону разрядки" на юге страны для производства кокаина и подготовки террористических и диверсионных акций, нарушая достигнутые договоренности. Командование же ЭЛН ограничивалось демонстрацией готовности к переговорам при посредничестве Кубы.
Принятие правительством Пастраны (1998-2002) Плана Колумбия, предусматривающего модернизацию вооруженных сил, эффективное присутствие армии на всей территории страны, проведение антинаркотической стратегии, макроэкономическую стабилизацию, укрепление государства и системы правосудия было встречено "революционными партизанами" в штыки. Предоставление США военной и финансовой помощи на реализацию этого плана стало дополнительным аргументом в пропаганде необходимости свержения "проамериканского антинародного режима" и основания нового "революционного государства".
К концу правления Пастраны произошел очередной виток эскалации вооруженного конфликта. Усилилась борьба между всеми его участниками за территории и за контроль над органами местного самоуправления. Диверсионные и террористические акции против представителей власти, покушения на кандидатов в президенты и депутаты.
НА ИЗНУРЕНИЕ
Политика демократической безопасности, реализуемая президентом Урибе (2002-2006 годы), принесла свои плоды. Число терактов снизилось с 1171 в 2002 году до 596 в 2003-м, когда наметилась тенденция к сокращению массовых убийств и похищений. Так, количество последних, проведенных фарковцами, уменьшилось с 2003-го по 2004 год на 65,2%. Возросли и потери ФАРК: число боевиков, захваченных армейскими частями, увеличилось на 19% (с 1368 в 2003 году до 1625 в 2004-м), убитых - на 52%.
Меры правительства Урибе способствовали улучшению положения в сфере общественной безопасности. В 2003 году было сформировано 9 мобильных бригад и 11 групп специальных городских антитеррористических сил, за тот же период численность вооруженных сил Колумбии выросла на 19%. В 2004 году в сельской местности появилось 455 батальонов крестьян "солдаты моего народа". Неспокойные районы патрулировали 37 мобильных эскадронов полиции. Контрповстанческие и антитеррористические операции армии активизировались, благодаря разветвленной сети информаторов, достигшей 1,6 млн. человек, повысилась и эффективность мер по предотвращению терактов.
Успехи правительственных сил на северо-востоке и северо-западе Колумбии привели к оттеснению боевиков на труднодоступные территории и в соседние страны. В последние два года ряд вожаков герильи и полевых командиров был арестован в Колумбии или сопредельных государствах. Удалось обнаружить и ликвидировать сотни лабораторий по производству кокаина и десятки мастерских, изготовлявших взрывчатку. К осени 2005 года 2752 фарковца и 1100 гевариста, сложивших оружие, были включены в программу гуманитарной помощи демобилизованным.
Но командование ФАРК и ЭЛН продолжает войну на изнурение и не собирается от нее отказываться.